Ювенальная юстиция от либеральной проституции

Был в истории современной РФ такой «министр культуры» Михаил Швыдкой. Печально известный пропагандой по телевидению мата, щедрым финансированием клеветнических и антиисторических фильмов, а также выпусканием на священную сцену Большого театра опусов создателя гомосексуальных бредней. Всё это господин Швыдкой осуществлял под видом толерантности и прогресса.

Сегодня под этим же соусом усталым от разрушительных и разорительных реформ российским гражданам подаётся ювенальная юстиция. Как пишет газета «РосБизнесКонсалтинг», попытки введения в стране ювенальной юстиции вызывают неоднозначное отношение в российском обществе, по стране прокатилась волна митингов. Потому что, с одной стороны, введение нового законодательства обосновывается как попытка защитить права детей, а с другой – многие россияне увидели в ювенальной юстиции возможность бесконтрольного изъятия детей из семей и помещения их в приюты при живых родителях, а также нарушение моральных принципов и духовных устоев нашего общества. Люди вспоминают недавнюю скандальную историю, когда подобная ювенальная система Финляндии чуть не разрушила жизнь 7-летнего Роберта Рантала, у которого «законно» пытались отнять родную мать.

Волну митингов и пикетов, прокатившуюся в этой связи по всей России, поддержали и представители духовенства. Так, по итогам встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Межрелигиозного совета России, которая прошла 21 апреля, было принято специальное заявление. В нём представители традиционных конфессий РФ подчеркнули, что любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в её мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей, представляют опасность. «Нормы внутрисемейных отношений заложены Творцом в природу человека, и разрушение их принесет несчастье человеку и народу», – отмечается в заявлении.

Тем не менее, ещё по весне в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых было предложено принять ряд законов, призванных стать правовой основой реформы социальной сферы России. В частности, предлагается создать некий орган, который должен иметь статус местного «миниправительства в отношении детства». Решения этого органа обязательны к исполнению для всех субъектов данного муниципального образования, независимо от их подчинённости. При этом сами эти органы, являясь надведомственными, никому не подчиняются и обладают широкими властными полномочиями и контрольными функциями. Такими органами должны стать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Среди полномочий комиссии – принятие акта о признании ребенка нуждающимся в помощи государства. Согласно законопроекту, нуждающимися в помощи государства считаются дети, родители (законные представители) которых «не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются», а также дети, чьи родители своими действиями или бездействием «препятствуют нормальному воспитанию и развитию».

Как подчёркивают эксперты, такая неопределенная формулировка позволяет признать практически любого ребёнка нуждающимся в помощи государства. Чиновники смогут беспрепятственно изымать детей из небогатых семей, а также за любое применение домашних наказаний и иных мер воспитательного воздействия. Для каждого из таких детей комиссией утверждается индивидуальный план по защите прав ребенка, заключающийся в проведении профилактической работы в семье в форме социального патроната (семейного кураторства, наставничества) или устройство ребёнка в специальные реабилитационные центры – в зависимости от решения комиссии.

Противники законопроекта обращают внимание общественности, что каждый родитель будет вынужден подписать любой договор с любыми условиями, лишь бы не потерять своего ребенка. Такое положение не отвечает требованиям статьи 421 Гражданского кодекса РФ о свободе договора, а сама деятельность является ни чем иным, как вмешательством в дела семьи, нарушением прав родителей по воспитанию своих детей, установленному в статье 38 Конституции РФ и статьях 1, 63 Семейного кодекса РФ.

Особенно настораживает экспертов то обстоятельство, что решение об изъятии детей будет принимать никому не подотчётный надведомственный орган. Ключевым моментом предлагаемой модернизации социальной сферы является делегирование функций органов опеки и попечительства уполномоченным организациям — патронатным воспитателям и НКО. Помимо того, что именно эти организации приобретают право входить в дома с проверками, диктовать родителям, как надо воспитывать своих детей, предлагать в отношении них репрессивные меры, эти же организации приобретают эксклюзивное право устраивать отобранных ими детей на усыновление в приемные семьи, то есть работать под заказ. Общественный статус организаций лишает их какой-либо должностной ответственности за производимые действия. Более того, поскольку комиссия является коллегиальным общественным органом, её члены не несут персональной ответственности за принимаемые коллективные решения.

«Предлагаемая система представляет собой ЗАПАДНЫЙ ОБРАЗЕЦ ювенальной юстиции, когда всевластные и никому не подотчётные ЮВЕНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СПОСОБНЫ ОТОБРАТЬ РЕБЁНКА ПРАКТИЧЕСКИ У КАЖДОЙ СЕМЬИ ПО ЛЮБОМУ, САМОМУ АБСУРДНОМУ ПОВОДУ. Общественная палата РФ, благоразумно не называя вещи своими именами, именует это созданием системы защиты детства и семьи в России. Остаётся только удивляться парадоксу нашего времени, когда реальная общественность протестует на улицах, а Общественная палата, призванная быть её рупором, с поразительной глухотой и настойчивостью лоббирует ювенальную систему, создавая социальное напряжение в обществе, пренебрегая мнением народа и его духовных лидеров». Именно это вполне справедливо отмечают в общественных организациях, защищающих права родителей на воспитание своих детей.

Чем дело закончится, мы пока не знаем. Однако не хотелось бы, чтобы нас ждал финский опыт, когда девочка звонит и жалуется, что мама не разрешает ей есть много сладкого, после чего девочку у мамы отнимают. Неужели кому-то хочется слизывать у Запада такую ювенальную толерантность и такой ювенальный прогресс?