Интернет-компании взялись за соблюдение авторских прав

За размещение авторского контента должны отвечать те, кто его размещает.

«Яндекс», Google, Mail.ru, «ВКонтакте» и объединенная компания «Афиши» и Rambler написали открытое письмо правообладателям и законодателям с просьбой урегулировать проблему ответственности за распространение нелицензионного контента в сети. Крупнейшие интернет-компании России считают, что преследовать нужно не их, а непосредственно пользователей, которые загружают нелицензионное аудио и видео.

«Яндекс», Google, Mail.ru, «ВКонтакте» и объединенная компания «Афиши» и Rambler опубликовали открытое письмо к правообладателям и российским законодателям. Интернет-компании просят на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав на интеллектуальную собственность. В письме говорится, что компании предоставляют пользователям сервисы, позволяющие размещать и хранить контент в интернете. При этом некоторые посетители размещают контент, правами на который не обладают, что «вызывает все большее напряжение со стороны правообладателей». Авторы письма отмечают, что правообладатели предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает незаконный контент, а владельцев сервисов. Интернет-компании апеллируют к тому, что не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность.

Вице-президент Mail.ru Максим Бобин отмечает, что компанию не устраивает отсутствие отвечающих потребностям и учитывающих специфику интернет-индустрии законодательных норм. Ответственность должен нести правонарушитель, уверен он. По его мнению, наиболее адекватной мерой по борьбе с пиратством является уведомление от правообладателя с указанием адреса размещения противоправного контента, после чего он удаляется. «При условии соблюдения этого принципа сервис-провайдеры не должны нести ответственности за пользовательский контент»,— считает господин Бобин. Его поддерживает гендиректор объединенной компании «Афиши» и Rambler Николай Молибог: «Все крупные российские интернет-компании приостанавливают доступ к спорному контенту, если получают обоснованную претензию от правообладателей».

В конце сентября Госдума приняла в третьем чтении поправки к ч. 4 Гражданского кодекса, которые ограничивают права пользователей на скачивание легальной музыки в интернете. В частности, теперь «воспроизводить» музыку в сети без согласия правообладателя можно только «при необходимости».

Гендиректор EMI Russia / Gala Records Александр Блинов называет странной ситуацию, когда пользователей, на которых эти сервисы зарабатывают деньги, по сути, делают крайними в распространении нелицензионного контента, в то время как сами интернет-компании создают все условия для такого распространения. По словам господина Блинова, есть три варианта работы, которые устроили бы правообладателей. Первый — полный отказ от сервисов, позволяющих размещать аудио и видео. Второй — создание системы автоматического мониторинга, которая сразу бы сверяла загружаемый контент с каталогом и удаляла бы нелицензионный. Третий — подписание лицензионных соглашений с правообладателями, чей контент размещается на сайте. «Среди подписавших письмо присутствуют Mail.ru и “ВКонтакте”: они даже не пытались подписать с нами лицензионные соглашения. Последняя, вообще, не отвечает на наши запросы»,— уверяет господин Блинов.

Партнер юридической компании Salans Виктор Наумов считает, что предлагаемый сервисами механизм является адекватным средством борьбы с пиратством. «На Западе, к примеру, реализована технология, которая автоматически удаляет контент, который ранее уже был удален с какого-либо сайта»,— говорит господин Наумов.