Янукович, Чавес, Лукашенко. Трое против Газпрома?

Президент Украины Виктор Янукович договорился с Уго Чавесом о транспортировке венесуэльской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» в Республику Беларусь. Некоторые авторы поспешили объявить это антироссийским демаршем. Сами стороны сделки намекают на поддержку российского премьер-министра Владимира Путина и вообще всячески подчёркивают: nothing personal, just business.

Нефтепровод «Одесса-Броды» был построен для перекачки каспийской и казахской нефти в Европу. Это направление работы нефтепровода – из Азии в Европу – считается «аверсным», а обратное направление – «реверсным». Концепция поменялась на «реверс» в конце первого премьерства Януковича: был заключён контракт на 2 года с компанией ТНК-ВР о перекачке российской нефти в порты Средиземноморья. Затем нефтепровод начали достраивать до Польши для возвращения к «аверсу». В начале 2009 года Президент Ющенко даже подписал соответствующий указ.

«Реверсное» направление работы нефтепровода вряд ли возобновится из-за конфликта поддерживающей Януковича бизнес-группы «Приват» с «Татнефтью» за контроль над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом (ЗАО «Укртатнафта»); этот конфликт привёл к ограничению поставок российской нефти в Украину. В то же время, для «аверсной» работы нужна загрузка нефтью, а её пока нет. В такой ситуации трудно не согласиться с Януковичем в том, что полная труба лучше пустой. Можно обсуждать недостатки «венесуэльского варианта», однако он может стать своеобразным восточноевропейским аналогом пресловутого «Набукко».

Что подтолкнуло Януковича к участию в сделке Беларуси с Венесуэлой, на которую могут косо посмотреть в Кремле? Цели тут две: по сути – защитить интересы двух крупнейших финансово-промышленных групп, которые привели его к власти (условно, «РосУкрЭнерго» и «Приват»), а на публику – показать два кукиша, Европе и «Газпрому».

Европа обидела Януковича недавней резолюцией ПАСЕ о сворачивании демократических свобод в Украине. Более того, лидирующая европейская партия ЕНП открыто поддерживает его главного оппонента Юлию Тимошенко. В такой ситуации Януковичу нужен новый европейский партнёр, который не будет мешать строить в Украине жёсткую вертикаль исполнительной власти. Для такого жеста Лукашенко подвернулся как нельзя кстати.

Газпром обидел Януковича нежеланием слиться с «Нефтегазом Украины» на «братских» условиях (50/50). Не хочет Газпром «вести совместную с Украиной добычу газа», и всё тут. «Зато Уго Чавес хочет! Что, съели?» — примерно такой сигнал сейчас подан Киевом.

Непубличные аспекты дела таковы.

Поставляя венесуэльскую нефть в Беларусь, можно будет заодно загрузить и «приватовский» нефтеперерабатывающий завод, который сейчас работает вхолостую из-за упрямства татар. Кстати, у группы «Приват» и у Чавеса много общего в плане идеологической окраски, если можно так выразиться. Не секрет, что «Приват» потихоньку финансирует украинских марксистов.

Интересы группы «РосУкрЭнерго» в России были задеты отменой покупки Астраханского газоконденсатного месторождения, арестом Могилевича и категорическим несогласием «Газпрома» на транзит в Украину туркменского газа, который в «РосУкрЭнерго» планировали дёшево закупать непосредственно в Туркменистане. Не имея возможности легализовать свои теневые доходы в России (кто ж пустит эту «бригаду» профессиональных газовых посредников конкурировать с Газпромом?!), будучи зависимой от энергоёмких, морально устаревших активов в Украине, неэффективных в связи с высоким потреблением энергоносителей, группа «РосУкрЭнерго» нуждается в новых источниках газа и новых площадках для развития своего бизнеса.

Так, в сплетении бизнес-интересов с застарелыми обидами, родилась великая (но не чуждая комизма) дружба венесуэльского и украинского народов.