Кудрин о вступлении России в ВТО

Через несколько месяцев РФ может вступить в ВТО. Такие прогнозы звучали и раньше. Но на этот раз Министр финансов РФ Алексей Кудрин уверен, что Россия добьется этого.

Алексей Леонидович, подобных предсказаний было много. Что заставляет Вас верить, что эти предсказания сбудутся?

— Реальная работа началась с 2000 года. Я тогда возглавил комиссию правительства по вступлению России в ВТО. Но основным мотором был Греф и тогда ключевым этапом стал 2004 год, когда мы с Европейским Союзом подписали соглашение и действительно тогда казалось, что мы большую половину пути прошли. Но в 2006 подписали США, и нам казалось, мы прошли уже 90% пути. Но что-то всегда мешало. В основном это были, на мой взгляд, политические причины. Последний раз это была Грузия, которая охладила наши отношения, и даже самые обычные технические вопросы нам с США не удавалось решить.

Сейчас благодаря договоренности Обамы и Медведева и сроку, который они строго поставили, мы добились результатов в двухсторонних переговорах. Мне кажется, если эта политическая воля сохранится, то всё возможно. Ее не было, вот собственно этого самого главного обстоятельства не хватало в последний период администрации Буша. Сейчас вся работа перешла в Женеву. Там у нас значительно меньше вопросов, поэтому я думаю, что есть политическая воля, есть желание всех, поэтому сотрудники наших министерств всё завершат.

Значит ли это, что препятствия позади и страны вроде Грузии не будут ставить палки в колеса?

— Нет, Вы сами сказали, еще есть определенные препятствия, будем их последовательно преодолевать. Я, конечно, когда говорил, что, наверное, месяца 4 потребуется для доработки документов, имел ввиду, что я не учитывал такие препятствия, как Грузию. Это не угрожает, но мы сейчас должны все условия таможенного союза совместить или состыковать со всеми ранее достигнутыми договоренностями по ВТО со всеми странами. Это самое главное, это скорее техническая работа. Внутри таможенного союза мы договорились о принципах, что сегодня мы за основу берем для вступления России в ВТО наши договоренности с нашими партнерами, с рабочей группой по ВТО, которых мы достигли. И на основе российской позиции будет это вступление осуществляться. Поэтому сейчас остались технические вопросы совмещения режима таможенного союза и наших договоренностей, ранее достигнутых со странами.

Что меняется для российской экономики после вступления в ВТО?

— Для российской экономики становится очень определенным уровень тарифной защиты с помощью импортных пошлин от всего мира, то есть мы получаем сразу полную картинку разницы в тарифах, точнее, в себестоимости продукции. Например, мы производим, такую же аналогичную продукцию, но от такой же аналогичной продукции из других стран защищаемся тарифом на 20%. За лет 7-10 переходного периода мы должны снизить среднюю эффективную ставку тарифа до 7%. Это означает, что тарифная защита несколько снизится. И это ориентирует наши предприятия быть более эффективными. Есть 3 сферы, которые должны быть либерализованы постепенно: движение капитала (Россия это сделала), движение товаров (это ВТО) и движение рабочей силы, которое должно позволять притекать рабочей силе в то место, где сегодня начинает бурлить экономика. Россия тоже должна либерализовать все такие направления, чтобы в нужный момент, в нужном месте скапливать эти 3 фактора: это капитал, оборудование товара (новые технологии) и рабочая сила.

Алексей Леонидович, недавно правительство России заявило, что выставит на продажу доли в 10 больших государственных компаниях. Будут ли эти доли доступны иностранным инвесторам?

— Да, конечно. Режим участия в этой приватизации общий, национальный, за исключением каких-то стратегических предприятий. В этом списке в основном нефтяные компании, ну, есть и ряд других, по которым нужно проходить специальную процедуру. Я сейчас точно не скажу, какие есть ограничения по каким компаниям, просто, как только будет опубликован список компаний, мы тут же уточним.

Если продажа все-таки состоится, как это повлияет на вступление России в ВТО?

— Строго говоря, приватизация не входит в полномочия, компетенции или в те вопросы, которые рассматривает ВТО. Сейчас, может быть, это так не влияет на вступление. Но в целом, когда создается положительный имидж России как страны открытой, открытой, в том числе к инвестициям, увеличивающим долю частного сектора в крупных компаниях, доверие к России повышается.

Насколько Россия сейчас привлекательна для инвестиций?

— Руководители крупных финансовых структур, с которыми я встречался здесь 3 дня, они проявляют очень высокий интерес к России. В условиях, когда процентные ставки на Западе очень низкие, заработать можно только на развивающихся рынках и желательно там, где соотношение доходности и надежности самое оптимальное. Вот Россия демонстрирует такой сектор, где соотношение доходности и надежности очень высокое в результате проводимой правительством достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Это означает, что нам не грозят ни девальвации существенные, ни дефолты; баланс бюджета хороший, баланс платежный хороший. В этом смысле мы являемся, конечно, очень привлекательными.

На Западе озабочены степенью вмешательства государства в экономику России. Что делается для того, чтобы уменьшить это вмешательство?

— Во-первых, вмешательство государства в экономику имеется, и мы должны видеть где, как это происходит. Первый крупный пласт — это государственное участие в пакетах акций крупных компаний, корпораций, это и в газовой промышленности, и в нефтяной, и в энергетике, и в банках — в различных отраслях. Это первое. И решение этого вопроса по мере приватизации, о которой мы только что говорили, продажа крупных пакетов.

Второе — это работа государственных органов контроля, которые собирают налоги, выдают лицензии, проверяют качество продукции, проверяют стандарты. Вот качество государственного администрирования, государственных функций, контрольных функций, надо повышать — мы это тоже признаем. Новый закон о полиции — это тоже улучшение качества работы милиции. В налоговой системе мы создали новый пакет законов о качестве администрирования налогов и ответственности налоговых сотрудников. В каждой сфере нужно эту проблему решить.

Вы заявляли, что в ближайшее время налоговая нагрузка на бизнес будет увеличена. Но она и так уже велика. С чем было связано это решение?

— Это решение связано с повышением пенсий у нас в стране. Очень долго пенсии были очень низкими. Я вам скажу, что в конце прошлого года пенсии были 6000 р. в среднем по стране. Это очень низкая пенсия, она не соответствует уровню средней заработной платы. То есть разница между средней заработной платой и средней пенсией должна быть существенно меньше. Собственно, в течение нескольких лет мы готовили это повышение пенсии, и так получилось, что в момент ее повышения начался кризис и доходы снизились. Но, взвесив все за и против, правительство решило не отказываться от этого повышения. Это означает повышение на 40% — 45%. Это повышение оплаты труда с 26% до 34% и это повышение произойдет с 1-го января. И это будет ощутимо для всех компаний.

Какова главная проблема российской экономики на Ваш взгляд на сегодняшний день?

— Это слабые институты, институты в широком смысле слова (рыночные институты, институты государственной власти), это качество администрирования государственных функций. Вот это то самое вмешательство избыточное, может быть нечеткость администрирования, когда административные, как мы это называем, барьеры, или административное вмешательство в бизнес снижает конкуренцию в экономике, т.е. при поддержке чиновников можно выиграть в конкурентной борьбе. Это, я считаю, главным препятствием дальнейшему развитию, потому что макроэкономика и государственные финансы у нас в хорошем состоянии.

Известно, что США и ЕС недовольны Китаем и еще рядом стран, которые занижают стоимость своей валюты, чтобы помочь своим экспортерам. А это может даже привести к торговым войнам, я слышала и такое. На сколько это серьезно и где Россия стоит в этом вопросе?

— На сегодняшний день еще нет войны валют. И скорее сегодня это ожидание, что когда-то валюты станут более серьезным инструментом в конкурентной борьбе. Сегодня самый яркий пример — это США и Китай. Это ситуация уникальна, но пока я не думаю, что мы можем говорить, что такая война идет в других частях мира. С другой стороны, можно сказать, что, наверное, складываются какие-то диспропорции в курсах, допустим, действия американских властей могут влиять на курсы. Скорее сегодня есть опасения, что когда-то такая война станет более серьезной. Но сразу хочу сказать, что возможности манипулирования курсом очень незначительны. Они кратковременны, то есть можно искусственно менять курс, но ненадолго. Отдельный случай Китай. Он выходит за рамки всех таких правил. Китай проводит агрессивную политику в силу своей, еще сильной власти государства в экономике, власти во внешних связях. Другие страны, рыночные, таких возможностей, инструментов такого жесткого административного курса уже не имеют.

Европа и Америка имеют решающий голос в МВФ, но другие страны хотели бы иметь больше голоса. Есть ли успехи в этом направлении?

— Исторически, бретонвудские институты — это МВФ и Мировой Банк, конечно, находились под влиянием США и Европейского Союза. И это влияние осталось, когда стала быстрее расти экономика быстроразвивающихся рынков; и они по сути являются сегодня локомотивом экономического роста. Они являются обладателями очень больших финансовых ресурсов, их роль незначительна в принятии решений на мировом рынке. В период кризиса очень важно, чтобы все решения были взвешенными и тогда само представительство в органах управления должно быть пропорциональным. Сегодня оно непропорционально, поэтому есть опасение, что решения будут несбалансированными, не в интересах всей мировой экономики. Поэтому сегодня назрело изменение квот, но так не хочется расставаться со своим влиянием и своей долей в капитале и в голосах при принятии решений. Поэтому вот в этом мы еще пока не нашли окончательного решения.