Владимир Рыжков: автократии «назад» не ходят

История со снятием мэра Москвы Юрия Лужкова, как и скандальные итоги региональных выборов 10 октября наглядно иллюстрируют старую истину – автократии назад не ходят. Их главный принцип – непрерывная экспансия.

Поверхностные наблюдатели усматривают в сенсационном отстранении от должности столичного градоначальника Лужкова причины, не имеющие к реальности никакого отношения – борьбу с коррупцией в Москве, наказание за халатность мэра в дни летних лесных пожаров или даже якобы имеющие место разногласия между Путиным и Медведевым.
На самом деле ничего из этого нет в помине. Коррупция никого не волнует, как и лесные пожары. Все это – сопутствующее пиар-сопровождение для обывателей. Никаких разногласий между Путиным и его подчиненным Медведевым нет – и не будет. Истинный смысл снятия Лужкова и грядущего на днях назначения нового мэра столицы совершенно в другом.

Единственная настоящая причина изгнания Лужкова из Москвы, причина, о которой никогда не будет объявлено публично – стремление группы Путина захватить последний крупный регион страны, остававшийся до последнего времени в руках сравнительно самостоятельной региональной элиты.

Путин подбирался к Москве давно и издалека.
Юридический механизм был создан заблаговременно, когда были отменены выборы губернаторов и введен законодательный механизм увольнения глав регионов с универсальной формулировкой «за утрату доверия». Благодаря этой формулировке можно уволить кого угодно за что угодно когда угодно – например, тверского губернатора Дмитрия Зеленина за снимок дождевого червя на кремлевской тарелке с салатом.

Затем последовала череда штурмов и капитуляций полуавтономных ханств меньшего, чем Москва, масштаба – вынуждены были уйти легендарные лидеры Татарстана (Шаймиев), Башкортостана (Рахимов), Урала (Россель) и другие политики – харизматики, пришедшие к власти еще в начале 90-х годов.
На их место Москва посадила своих малоизвестных функционеров без такого важного ресурса, как популярность среди местного населения и местных элит. И при этом всем обязанных Центру, на сто процентов ему лояльных.

Москва во главе с Юрием Лужковым оставалась последним крупным и богатым бастионом российского федерализма и регионализма, со своим федерального масштаба лидером и огромными политическими, финансовыми и медийными ресурсами.
Московское правительство располагает своим федеральным телеканалом, радиостанциями и газетами, значительным влиянием в министерствах и Госдуме, а бюджет Москвы сравним с федеральным – более одного триллиона рублей в нынешнем 2010 году.

Даже будучи абсолютно лояльным Путину, поддержав все его авторитарные и централизаторские контрреформы – от отмены выборов губернаторов до централизации бюджета и полномочий в руках федерального центра, войдя в число высших руководителей «Единой России» – Лужков и Москва оставались раздражающе самостоятельным субъектом политики, не позволяя путинской правящей группе столь же вольготно хозяйничать в огромном городе, как они это давно делают в других регионах России.

Теперь Москва в руках путинцев.
Новый глава города, какой бы ни была его фамилия, будет верным исполнителем воли Путина – что в политических, что в хозяйственных вопросах. Московская коррупция станет кремлевской. Передел московской собственности и рынков (в том числе рынков госзакупок и госконтрактов) в течение одного – двух лет создаст еще несколько долларовых мультимиллионеров из окружения премьера. Захват Москвы означает финал десятилетней экспансии режима в регионы. Отныне границы политического Санкт-Петербурга раскинулись «от моря до моря» – от Балтийского до Охотского, и от Белого до Черного.

Точно так же логика непрерывной экспансии автократии проявилась на последних региональных выборах 10 октября.
После небольшого «пикника на обочине» в марте, когда некоторые послабления в организации выборов привели к микропередышке в разнузданном использовании правящей бюрократией пресловутого «аминистративного ресурса», массовой фальсификации итоговых протоколов, насильственном сгоне на участки бюджетников и военнослужащих, «Единая Россия» вновь пустилась во все тяжкие. Опять сотнями не регистрировались оппозиционные и независимые кандидаты и партии. Опять вбрасывались пачки бюллетеней и фальсифицировались протоколы. Опять подвозились автобусы с алкашами и бомжами с открепительными талонами. Опять избиркомы завалены сотнями жалоб на нарушения законодательства о выборах. И снова «Единая Россия» трубит о своих победах.

Все рассуждения президента Медведева о свободе и демократии на поверку оказались пустым трепом.
Все вернулось на круги своя. Захват регионов/власти/собственности возобновился с новой силой. Партия бюрократии и монополии наращивает давление и произвол. В условиях продолжающегося падения популярности режима (опять проиграны крупные города с более активным, образованным и информированным населением – Новосибирск, Томск, Ангарск в Иркутской области, Ижевск, Дзержинск Нижегородской области, снизились результаты «ЕР» в Челябинской области, Магаданской и Костромской областях и т.д.), лидеры «едросов» хватаются за последнее оставшееся им средство – прямая покупка избирателей и партийного актива.

Как заявил один из вождей «ЕР» Борис Грызлов, тем регионам, которые дали наибольший процент голосов за партию, прибавят денег на финансирование партийных проектов (интересно, кстати – каков источник этих денег?).
Там, где уже не работают пропаганда, страх и фальсификации, в ход пускается последнее средство автократа – подкуп.

Автократии назад не ходят – они не способны сами останавливаться на пути произвола и коррупции, ограничения свобод и морального падения.
Предел этому может положить только само общество, когда ему все это окончательно осточертеет.