Эксперт: централизация власти нужна клановой олигархии

Как это обычно и происходит в нашей стране, перед местными выборами власть вспомнила о местном самоуправлении. В июле глава Ассоциации местных и региональных властей В.Тихонов заявил, что «наметились реальные конструктивные изменения». Наметились ли реальные изменения или все это пока «подготовка» к изменениям?

Это бесконечная подготовка к диктатуре. Никого не удивляет, что она была при Кучме, но прекратить её должен был Ющенко. Однако при участии Романа Бессмертного, админреформа была провалена. И Тимошенко ее не хотела. Я говорю с полной ответственностью, потому что мы постоянно им писали. Ющенко мэры написали пять обращений, но он категорически не хотел видеть реформ. Он вообще антидемократ и диктатор по своей сути, только очень убогий диктатор. Непросвещённый, недальновидный. Проект админреформы был подготовлен тогда, и её очень легко можно было провести. Передать власть облрадам, сформировать исполнительные органы на уровне областей и районов.

Чего добивается центральная власть? Она добиваются окончательной централизации, хотят закрепить власть одного клана, установить монополию. Но это невозможно. В наш век, век высоких технологий, безлюдных производств, Интернета, электронных денег — это просто глупость. На это могут рассчитывать только совершенно отсталые, невежественные люди. Они недоразвиты интеллектуально и стараются свою некомпетентность восполнить диктаторскими замашками, угрозами, силой. Это закончится для них крахом, но они читать не умеют, истории не знают. Они будут уничтожены, тем более что в наше время невозможно установить уже систему подавления человека. Это делалось когда люди были безграмотны, когда не существовало коммуникаций. А теперь любое интересное событие становится «новостью» в течение получаса, причём на уровне показа, видеообраза, а не только слова. К тому же в 1997 году мы подписали европейскую Хартию о местном самоуправлении.

Почему Янукович об этом заговорил? Потому что думает, что Партии Регионов таким образом можно перед выборами набрать голоса. Это такая конъюнктурная вещь, которой пользовались и все его предшественники. А, по сути, он всё равно нетерпеливый диктатор. Будучи в Китае он сказал такую, очень показательную фразу: «Теперь в стране есть один водитель — это я!». И глаза его засветились!

Известно, что среди основных предпосылок проведения реформы местного самоуправления в Польше поляки назвали их научную разработку, то есть что и как делать. Как у нас обстоит дело с этим?

Этой темой мой институт и я занимаемся уже лет десять. Мы считаем, что глубоко изучили и нашу ситуацию, и европейский опыт. Украина — европейская страна, не надо ничего выдумывать — очень просто можно адаптировать ее к моделям, которые хорошо работают во всех европейских странах. Прежде всего, в посткоммунистических, таких как Польша, Словакия, Чехия, балтийских странах, да и в Скандинавии.

Есть тенденция современного европейского мира к упрощению системы управления и передачи как можно большего числа функций управления и денег вниз. То есть, максимальное количество услуг должно быть оказано человеку сообществом, «громадой», там, где люди проживают.

Однозначно должна происходить децентрализация, общины сами должны управлять своей жизнью. Они сами должны научиться распоряжаться полномочиями, деньгами и брать на себя ответственность. Они должны научиться взаимодействовать друг с другом, у каждой громады должна быть своя стратегия развития, должна быть сформулирована генеральная миссия, бренд, кредо. И всё это должно быть увязано в рамках одного региона. Они должны координировать свои действия в пределах области, земли, провинции, или как они там ещё назовутся.

Таким образом, базовый уровень административно-территориальной единицы — это община, громада. Второй уровень — союз общин, то есть провинции, региона, земли или области. А уровень района, который немного ниже его, не нужен. От этого отказались скандинавы, Швейцария, Австрия, практически отказались словаки, и поляки к этому идут.

Тем не менее, во Франции-то этого не происходит, и никого это не беспокоит. Как было 36 тысяч общин, в основном мелких, так и осталось…

Франция идет особым путем, там были реформы Де Голля. Но и они не трогают свои маленькие громады. Все громады, и кстати — везде, одинаковы по своему статусу, независимо от количества людей. Просто есть страны, которые стимулируют естественное укрупнение общин, концентрацию их численности. Они это делают финансово-экономическими методами, но не административными — дотациями, субвенциями со стороны государства, увеличением инвестиционных возможностей. Однако все общины имеют свою территориальную обособленность. В Польше есть «повиты», но они рассматриваются как агломерация громад, а не как структура иерархического централизованного управления.

Автократические системы управления, вплоть до диктатуры, есть только в отсталых странах, к числу которых относятся и Россия, и Украина, и Беларусь. Где есть клановая олигархия, там нужна и централизация, чтобы выкачивать снизу деньги. Сегодня олигархи попросту грабят города, грабят громады. Ни в одной европейской стране нет такой модели, где были бы сообщества, разделённые по иерархии подчинённости. То есть: село, поселок, поселок городского типа, город районного подчинения, областного или республиканского подчинения, город (Киев, Севастополь) с особым статусом. Такой глупости вообще нигде нет. Это полный бред, когда есть ещё и отдельный закон про столицу. Это всё анахронизмы, сохраняющие феодальное, по сути, общество.

Надо отметить, что разные научные коллективы, разные научные школы в Польше пришли к одному выводу. А вот у нас нет единого подхода; сейчас превалирует подход группы регионалов Тихонова — сделать федеральную Украину. Это жёсткая система, где вместо двадцати пяти областей будет, к примеру, восемь земель. Ну, теоретически можно на это пойти, только есть вопрос: что дальше? Кто будет руководить землями? Какие функции будут за ними закреплены?

Очевидно, группа Тихонова взяла за образец Германию, где данная система работает хорошо, но не обратила внимания на Испанию, где она, к сожалению, стимулирует сепаратизм. Тем не менее, система местного самоуправления — характерная особенность развитых стран. Что она дает «в сухом остатке»?

Та же Польша строит народный капитализм. Он зиждется на двух основах: местном самоуправлении и малом бизнесе, преимущественно семейного типа. Так пропадает надобность в мегаполисах, стирается разница между селом и городом. Страна превращается в единую органическую среду обитания аграрно-городского типа. Без мегаполисов, с их культурой небоскребов, которая ведёт к уничтожению личности. Ведь человек не должен жить высоко от земли, чтобы не утратить свою самодостаточность, не стать существом, производным от электричества и бетона.

Только Польша сумела выйти на шестнадцать воеводств из пятидесяти трёх, если я не ошибаюсь. Но там передали огромные полномочия на уровни воеводств и также деньги. Сегодня воеводства очень мощно развиваются и конкурируют между собой за инвестиции. Поляки достигли того, что местные бюджеты формируются на 60% из собственных средств. При этом у них есть чёткий контроль за займами — они не должны превышать определённой суммы. У них нет иерархического деления. Там в город входят близлежащие сёла.

Это привело к тому, что формируется единая транспортная инфраструктура, единая системы школ, образования, охраны здоровья, предпринимательства, рекреации. У них каждая экономическая зона (всего их, кажется, 14), создаёт на других территориях свои филиалы. Создание новых зон запретили, но они пошли таким гениальным путём. У нас экономические зоны вообще уничтожили, во времена Тимошенко. А они создали технопарки, бизнес-инкубаторы и вообще культивируют любые полезные новшества.

Отмечу еще такую важную вещь: не должно быть участия казначейства, счёт открывает сама громада. Ликвидируется модель СБУ-прокуратура-милиция. Создаётся муниципальная полиция — это во многих странах есть. И тогда сорокатысячный город имеет всего двадцать — двадцать пять стражей порядка, а правонарушений почти ноль. Обязательно такие службы, как паспортная, передаются в «открытое окно». Никаких таких пожарных инспекторов и прочих мздоимцев — всё это ликвидируется для удобства людей.

Конечно, в Польше тоже не сразу реформа произошла. На первом этапе они уничтожили райадминистрации — органы центральной власти, это было сделано в 1990-м году, после того, как прибрали коммунистов. Мы когда-то тоже далеко продвинулись, и даже дальше их — мы избирали мэров прямым голосованием. Но мы не ликвидировали райадминистрации. И самая колоссальная ошибка была, когда в той «ночной» конституции, 1996-го года, записали, что районы и области не передают свою исполнительную власть в обл- и райадминистрации. Тут и произошло закрепление клановой централизованной вертикали. Оранжевая революция этот вопрос как бы подняла: Ющенко и Тимошенко обещали, что в первую очередь ликвидируют райадминистрации — это было ключевой точкой. Но они нагло обманули народ, они не убрали главные элементы коррупции. А те люди, которые пришли сейчас во власть, они вообще про это не думают.

Эксперт- Олег Соскин, директор Института трансформации общества.