Белковский: новый мэр — человек Романа Абрамовича

— Что это назначение значит для Москвы, для политики и экономики города?

— Для городского хозяйства ничего принципиально не изменится, поскольку им продолжат рулить чиновники, назначенные Юрием Лужковым много лет назад. Я не думаю, что Сергей Семенович Собянин полезет в канализацию и водопровод. Его основная задача как мэра — способствовать переделу собст­венности и финансовых потоков, контролю над потоками у людей и структур, близких к ушедшему мэру, в первую очередь у Елены Батуриной и группы «Интеко».

Контроль уйдет к тем финансово-промышленным группам, которые добивались отставки Лужкова, в первую очередь к Роману Абрамовичу и компании. Роман Абрамович был лидером той лоббистской коалиции, которая валила Лужкова еще с лета прошлого года и таки свалила.

Собянин — человек, близкий к Абрамовичу еще с конца 90-х годов. И к Путину — они работали вместе еще в начале 90-х.
— То есть Собянин — это человек Путина?
— Путина и Абрамовича, это их совместное предприятие. С Путиным Собянин знаком с 1993 года, когда Владимир Путин, тогда заместитель мэра Санкт-Петербурга, Геннадий Тимченко, ныне всемирно известный нефтяной трейдер, и Сергей Собянин взяли под контроль предприятие Киришинефтеоргсинтез в Ленинградской области, и Собянин отвечал за поставки нефти из Тюменского региона.
— Собянин — совсем не москвич. Как Москва отреагирует на это назначение?

— С одной стороны, конечно, негативно, но не настолько, чтобы это помешало Собянину работать. Москвичи в целом индифферентны к фигуре нового мэра. Мы, москвичи, понимаем, что не можем влиять на кандидатуру мэра, а раз не можем, то зачем сокрушаться по этому поводу.
Поэтому скорее важно, какие реальные шаги предпримет Собянин, нежели его немосковское происхождение.
— Какие-то новые проекты, новое строительство, «модернизация» столицы — можно ли это ожидать от Собянина?

— Я думаю, что в первые месяцы своего пребывания на посту мэра Собянин продолжит линию временно исполняющего обязанности мэра Владимира Ресина на некие популярные шаги, чтобы снискать благосклонность москвичей. Будут отменяться, как и при двух неделях Ресина, какие-то непопулярные, наиболее одиозные стройки, будут пересматриваться некоторые абсурдные решения Юрия Лужкова, возможно, претерпит определенные изменения генплан Москвы.

Но это будет комплекс тактических мер, направленных на то, чтобы москвичи стали лучше относиться к Собянину. Через несколько месяцев о москвичах забудут, и Собянин и его команда полностью сконцентрируются на переделе собственности. Каких-то серьезных прорывов, изменений в судьбе города я не ожидаю.

— С одной стороны, вы говорите, что лужковские чиновники останутся на своих местах, с другой — что будет перераспределение ресурсов. То есть определенная зачистка в мэрии будет?

— Уйдут люди Батуриной и группы «Интеко». Это уже началось при Ресине, когда убрали Александра Рябинина, заместителя мэра, главу Москонтроля, который был прямой креатурой Елены Батуриной. На его место был назначен бывший охранник Лужкова Владимир Шукшин, который Елену Батурину ненавидит, потому что именно она в свое время убрала его с должности начальника управления экономической безопасности мэрии. Именно Шукшину сейчас поручено накопать весь возможный компромат на Елену Батурину.

Убран префект Северного административного округа Олег Митволь, который тоже был креатурой «Интеко». Я думаю, что подобного рода перестановки продолжатся. А фигуры, которые выполняют чисто инфраструктурные функции, отвечают за жизнедеятельность города, останутся на своих местах. Они никому не мешают и их работа не противоречит базовой идее мэра Собянина по изъятию огромных экономических ресурсов у семьи Лужкова и передачи их победоносным федеральным финансово-промышленным группам, символом и воплощением которых является Роман Абрамович.
— У Собянина есть интересы посадить Лужкова?

— У Собянина лично, как мне кажется, такого интереса точно нет. Да и федеральная власть не хотела бы доводить дело до такой стадии. Если Лужков и Батурина будут вести себя корректно, то есть не станут нападать на Медведева и Путина, то им в этом смысле ничего не грозит.

Но сам по себе передел собственности грозит арестами и посадками многим менеджерам группы «Интеко», поскольку такова традиция и такова система типового передела собственности в современной России.