Напоминание Москве: не лезьте на нашу территорию

Россия согласилась оказать помощь правящему режиму Венесуэлы в приобщении к атомной эпохе: она будет строить в стране первую атомную электростанцию. Напомнит ли кто-нибудь Москве, что доктрина Монро не потеряла своей актуальности?

В 1823 году тогдашний президент Америки Монро в послании к членам Конгресса заявил, что любые попытки европейских стран вмешиваться в дела западного полушария будут рассматриваться как угроза безопасности США. То есть кровавая Европа с ее войнами не будет желанной гостьей в окрестностях Америки. Мы держимся в стороне от ваших дел, заявил Монро старому Континенту, и надеемся, что вы будете держать подальше от наших.

К этой доктрине США возвращались не раз; вероятно, наибольшую известность получило высказывание президента Кеннеди, который во время Карибского кризиса 1962 года заявил, что «страна сделает все, что нужно, чтобы защитить свою безопасность и безопасность своих союзников».

Советский премьер Никита Хрущев за два года до того, как отправить на Кубу ракеты, заявил, что эта доктрина мертва, и что «ее следовало бы похоронить, как любого мертвеца, чтобы она не отравляла воздух своим разложением». Почти через пятьдесят лет российский президент Дмитрий Медведев вернулся к идее Хрущева.

На кремлевской встрече в пятницу Медведев и президент Венесуэлы Уго Чавес достигли договоренности о том, что Россия будет строить два ядерных реактора в богатой нефтью Венесуэле на одном из двух доныне безъядерных континентов (второй — это Антарктида); и это при том, что Россия уже принимает самое непосредственное участие в строительстве атомной электростанции в Иране, другой враждебной США стране, в изобилии обладающей ископаемыми топливными ресурсами.

Конечно, атомная электростанция и ядерные ракеты — не одно и то же. Но ведь технологии и материалы, необходимые для оснащения ядерного реактора, чтобы он вырабатывал электричество, не слишком сильно отличаются от теоретической базы и ресурсов, необходимых для создания атомного оружия.

Это так называемые технологии двойного назначения. Оборудование, на котором можно обогащать ядерное топливо для выработки электричества, пригодно и для обогащения того же вещества до уровня оружейного качества. За один месяц, например, тысяча-мегаваттная ядерная электростанция производит достаточное количество плутония, чтобы можно было изготовить не менее трех единиц ядерного оружия.

Ясно, что это русско-венесуэльское соглашение — отнюдь не безобидный контракт в области энергетики. Он и задуман как заноза в глазу Америки. Венесуэла обладает богатыми запасами энергоресурсов, ядерная электростанция ей нужна не больше, чем Аляске привозной снег. Это прямой вызов мировому порядку во главе с США и демонстрация для собственного народа.

Медведев, который в начале этого года обязался продать Чавесу вооружений еще на 5 миллиардов долларов (на четыре миллиарда долларов оружия уже было продано ранее), ясно показал это в процессе достижения договоренности.

«Россия и Венесуэла решительно поддерживают создание современного и справедливого мирового порядка, в котором наше будущее не будет зависеть от воли и предпочтений одной-единственной страны, от ее благоденствия и настроения», — заявил он.

Этой «одной-единственной стране», на которую намекает Медведев, стоило бы обратить внимание на то, что Россия делает на ее половине земного шара. Достаточно того, что Москва пестует союзнические отношения с Ираном, находящимся за тридевять земель. Расширяя свои связи с Венесуэлой соглашением в области ядерной энергетики, она пытается раздуть свое вмешательство и вывести его на новый уровень.

В последние два года мы фактически пришли к потаканию России: мы согласились не разворачивать защитную противоракетную систему в Восточной Европе; мы подписали контакт по вооружениям, в котором впервые наши ядерные арсеналы оказались увязаны с системой противоракетной обороны; мы закрываем глаза на продолжающуюся оккупацию Грузии российскими войсками.

Все это было сделано в стремлении «предоставить гарантии» России и «нажать кнопку перезагрузки» в наших отношениях. Ну, так это не сработало.

Не пора ли президенту Медведеву узнать, что в отношениях важна взаимность? И что доктрина Монро по-прежнему жива?

США должны указать россиянам, чтобы они прекратили вмешиваться в дела западного полушария — или им придется столкнуться с намного более агрессивным присутствием США в Центральной Азии и в Восточной Европе. Выбор за ними.