Валентина Матвиенко хочет «драйва»

Нелегальные и трудовые мигранты, городская архитектура и «Охта центр», коррупция и отношения между Медведевым и Путиным. Эти и другие темы стали основными в диалоге губернатора Петербурга с журналистами, который состоялся в Смольном. Откровениями Валентина Матвиенко не удивила, зато «наехала» на неинформированных блогеров и критикующего ее «актера, которого два раза выгоняли из театра за пьянство».

Общение губернатора с журналистами транслировалось в прямом эфире в Интернете, в связи с чем один из операторов настоятельно рекомендовал акулам пера не спать во время пресс-конференции, чтобы не попасть в сонном виде в кадр. Уснуть, пожалуй, работники СМИ действительно могли, но только еще до появления градоначальницы. Поскольку собрали журналистов к 13:15, а губернатор в сопровождении своего нового пресс-секретаря Евгении Альфельд появилась в зале только к 14:00.

Началась пресс-конференция с вопроса об «Охта центре». Матвиенко призналась, что именно его и ожидала услышать первым. Она отметила, что этот вопрос «требует широкой общественной дискуссии». При этом губернатор утверждает, что по оценке социологов, среди петербуржцев растет поддержка идеи строительства высотной башни.

«На высокую башню можно забраться только по винтовой лестнице, — сказала губернатор, — это имеет отношение к «Охта центру» в прямом и переносном смысле».

Она напомнила, что президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с российскими рок-музыкантами заявил, что решение о строительстве «Общественно-делового центра «Охта», который может быть построен в Петербурге с 400-метровой башней-доминантой, должно приниматься после завершения всех судебных процессов и консультаций с ЮНЕСКО. Матвиенко согласилась с мнением президента.

«Процесс идет, и мы будем рассматривать возможность реализации этого проекта сугубо в правовом поле», — сказала губернатор.

А вот исторический центр, по мнению губернатора, вообще не должен застраиваться. Там полностью запрещено строительство и ограничена высотность, потому что он «замечательно застроен» уже давно, подчеркнула Матвиенко, нашими предшественниками. И такую завтройку не скоро смогут повторить.

«Я против того, чтобы эта важная тема для города становилась политической, — сказала губернатор. — Один актер, которого дважды выгоняли из театров за пьянство, говорит, что правительство сносит целые кварталы. Хотелось бы взять у него адресок и поехать на это посмотреть».

Еще один вопрос касался ремонта фасадов зданий. По словам губернатора, за последние годы в северной столице было отреставрировано порядка 1700 фасадов. «Ремонтировали целыми кварталами и улицами, — утверждает губернатор. — И это не только внешняя красивость. Это необходимое условие для сохранности зданий исторического центра».

Финансирование реконструкции фасадов в следующем году будет увеличено, подчеркнула Матвиенко. Причем в первую очередь будут реставрироваться аварийные и «сложные» фасады с лепниной. Но кроме исторических зданий, по ее мнению, реставрации требуют и фасады домов-«кораблей», построенных в 70-80-х годах. «Они не только выглядят плохо, там огромные теплопотери. Фактически, мы топим улицу», — сказала губернатор.

Вспомнила о театрах Матвиенко не только в связи с актером-критиком, но и после вопроса об оспаривании Пермью бренда «культурная столица», ранее плотно ассоциировавшегося с Петербургом.

«Хорошо, что есть такие, кто с нами конкурирует, — заметила губернатор, — это добавит нам драйва».

Матвиенко отметила, что в этом году были построены два театра, чего не случалось в Петербурге уже почти 40 лет. Кроме того, были выделены деньги на ремонт многих зданий театров в городе. Кстати, по словам градоначальницы, расходы на культуру в бюджете Петербурга в последнии годы выросли почти в два с половиной раза.

Но не только театрами поддерживает северная столица звание культурной, отметила Матвиенко. В этом году в Питере открылись несколько новых музеев, в том числе частные. Кроме того, значительно увеличился туристический поток. Появилось даже такое явление как event-туризм, сказала Матвиенко, то есть люди специально приезжают в Петербург на какие-то культурные мероприятия. В этом году в Смольном ожидают, что город посетят порядка 5 млн 200 тыс. туристов. Уже в ближайшее время еще порядка 450 тыс. приплывут в город на паромах, благодаря пассажирскому порту, строительство которого должно закончиться в ближайшее время, пообещала Матвиенко.

Зато в Петербурге уже построили временный дом для нелегальных мигрантов, где они содержатся перед депортацией. «В Петербурге есть нелегалы, и это проблема», — признала губернатор.

Без привлечения сторонних трудовых ресурсов экономика Петербурга не сможет развиваться. По словам губернатора, трудовые мигранты не отнимают рабочие места у горожан. Многие жители Петербурга имеют высокий образовательный уровень и не хотят выполнять те работы, на которые согласны мигранты. К тому же, по словам Матвиенко, предложений работы в городе в два раза больше, чем безработных. Всего квота на мигрантов в Петербурге составляет 189 тыс. человек.

«У нас город многонациональный, многоконфессиональный, толерантный», — подчеркнула губернатор, поясняя свое отношение к жертвоприношениям, которые совершают мусульмане во время своих религиозных праздников.

«Должны быть созданы условия, чтобы мусульмане могли отмечать свои праздники, — сказала Матвиенко, — не ущемляя при этом других».

А вот по отношению к коррупционерам губернатор настроена весьма не толерантно. Правительство города, утверждает Матвиенко, само заинтересовано в борьбе с коррупцией. Хотя случаи коррупции есть, и их не скрывают. Много подсказок о недобросовестных чиновниках дают СМИ, по словам градоначальницы, на все заявления в Смольном реагируют.

«В Петербурге 7 тыс. чиновников, и за всех я отвечать не могу, — сказала Матвиенко, — это было бы безответственно. Я прощу ошибки и недаработки, но не прощу, если человек залез в карман государства».

Зато с президентом и премьер-министром петербургскому губернатору работать весьма «комфортно». Об этом она сама сказала, отвечая на впорос о том, кому она отдает предпочтение — Медведеву или Путину.

«Не надо искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Нет ни черной, ни рыжей, и никто там не пробегал. Нечего писать журналистам, что ли? Есть много тем стоящих. Но я вынуждена отвечать на этот вопрос, иначе вы скажете, что я ухожу от ответа. Но не провоцируйте меня — ответа, которого вам хотелось бы услышать, вы не услышите», — туманно ответила градоначальница.

Зато губернатор призналась в своей люви к модным гаджетам.

«Я подсела на iPad. Пользуюсь им и знаю все, что вы пишете, — пояснила Матвиенко, — это очень удобно. Можно зайти в блоги, я там узнаю много нового, в том числе — и в кавычках. Что касается блогеров — это протестная аудитория, особенно те, кто в три-пять утра пишут свои комментарии».

Матвиенко отметила абсолютную неинформированность блогеров о жизни в городе. Губернатор призналась, что ей интересно читать анонимные высказывания, но блогерами зачастую используется ненормативная лексика. Что ей не совсем приятно.