Опасные игры белорусского президента

Комментируя итоги прошедшего на днях в Москве очередного заседания совета министров Союзного государства, минская пресса отметила, что «некоторые российские СМИ явно ждали от него жареных новостей, но в итоге сработали вхолостую». Трудно сказать, что можно считать работой «вхолостую», но то, что от этого планового мероприятия никто не ждал ничего «жареного», совершенно очевидно. По существу, лишь одно обстоятельство привлекало к нему внимание: это была первая встреча «союзников» на уровне глав правительств двух стран после разразившегося между Россией и Белоруссией политического скандала.

Владимир Путин и Сергей Сидорский не собирались делать на этом какого-либо акцента, что и было подчеркнуто российским премьером в самом начале заседания: «Убежден, что проблемы и споры, недопонимание, как и в семье, неизбежны. Но чаяния наших братских народов важнее. Беларусь и Россия настроены на сотрудничество». Затем был продемонстрирован и сам этот настрой: всего 20 минут понадобилось на то, чтобы рассмотреть три десятка вопросов интеграционной повестки дня. Такой оперативности никогда не было. Правда, перед этим Путин и Сидорский более часа общались друг с другом с глазу на глаз.

Теперь российские и белорусские эксперты гадают – пойдет ли российское руководство «на поводу» у Александра Лукашенко, в очередной раз простив ему все грубости и откровенный шантаж в свой адрес, или противостояние Кремля с белорусским президентом продолжится? Пресс-секретарь Союзного государства Иван Мокушок, например, уверен, что премьер Путин уже играет в этом конфликте роль миротворца, потому что он «как мудрый политик, крайне заинтересован в том, чтобы, в конце концов, единое экономическое пространство и единая валюта состоялись».

Однако многие аналитики склоняются к выводу о том, что даже если некоторое перемирие и возможно, то ненадолго. Лукашенко всегда найдет повод для нового скандала с Россией. Как передает ИА «REGNUM-Беларусь», он уже заявил, что в случае непризнания российскими властями результатов выборов президента, Белоруссия прекратит свое участие во всех основных интеграционных структурах постсоветского пространства. Лукашенко пообещал покинуть Союзное государство, СНГ, ОДКБ, Таможенный союз. То есть, фактически он уже начинает шантажировать.

Кремль, с одной стороны, довольно жестко обозначает свою позицию по Лукашенко. «Нам не все равно, какой выбор сделает белорусский народ на президентских выборах, – заявил глава администрации президента России Сергей Нарышкин 13 октября на брифинге для белорусских журналистов. – Это во многом определит будущее белорусско-российских отношений. В свою очередь, эти отношения будут определяться не тем, кого белорусский народ выберет в качестве президента, а степенью соответствия процедуры выборов нормам белорусского законодательства и общепризнанным международным демократическим нормам».

С другой стороны, российское руководство все же не исключает возможности продолжения нормального диалога с Лукашенко. «Для нас важно осознание белорусским руководством вредности шагов по дискредитации белорусско-российских отношений. Если это осознание произойдет – на словах и на деле – восстановление отношений на политическом уровне исключать нельзя», – сказал глава кремлевской администрации. «Из ответа Сергея Нарышкина можно сделать вывод о том, что Кремль ждет от Лукашенко «явки с повинной». И в этом случае руководитель Беларуси, скорее всего, получит «отпущение грехов», – так прокомментировала эти слова белорусская оппозиционная газета «Салідарнасць», предположив, что через некоторое время можно будет снова увидеть, как Медведев и Путин радостно пожимают руку Лукашенко.

Между тем, многие эксперты считают, что возврат к прежнему уровню отношений уже невозможен, как невозможны и прежние преференции Белоруссии со стороны России. Никто в российском руководстве уже не верит, что Лукашенко вернется к «настоящей интеграции», как ее понимает Москва, полагает глава Минского Центра политического образования Андрей Ляхович. По его мнению, конфликт Лукашенко с Кремлем не имеет никакого отношения к политической конъюнктуре, на самом деле это системный кризис фальшивой модели «братской интеграции», которая была изначально неискренней с обеих сторон. Ляхович не исключает, что в российском руководстве сейчас, возможно, возобладала точка зрения, согласно которой, «генеральное наступление» на Лукашенко «начато рановато» – надо было сначала проложить все трубы в обход Белоруссии, чтобы ослабить транзитные козыри Лукашенко, которые являются главным залогом его личной власти.

В политическом аспекте вопрос с Лукашенко, видимо, все-таки решен, как и вопрос о Союзном государстве. Какие бы решения формально ни принимались, какие бы документы ни подписывались, этот проект скорее мертв, чем жив. Другое дело – экономические связи России и Белоруссии, в которых обе страны кровно заинтересованы. Вот, например, как выглядят данные о торговых партнерах Белоруссии за последние полгода: Россия (47,5 % общего объема товарооборота), Украина (7,4 %), Нидерланды (4,9 %), Германия (4,8 %), Китай (3,5 %), Польша (3,4 %), Латвия (1,8 %), Венесуэла (1,7 %), Великобритания и Бразилия (по 1,6 %).

Комментировать, кажется, нечего, кроме того, что к концу года объем российско-белорусской торговли составит, по прогнозам, 25 млрд. долларов. Кроме этого, учитывая, что Белоруссия нуждается в новых ресурсах для поддержания золотовалютных резервов, на российских биржах будут размещены ее облигации. Их стоимость – 15 млрд. рублей, срок погашения – до пяти лет. Но главные процессы взаимопомощи и интеграции заложены в сценарии создания Единого экономического пространства, в котором принимают участие Россия, Белоруссия и Казахстан. Лукашенко перманентно заявляет, что этот проект его стране не выгоден, как и Таможенный союз, потому что главный вопрос, который его волнует – «внутрироссийская» цена на энергоносители для Белоруссии – так и не решен. И Россия не собирается его решать до 2015 года, пока не «заработает» ЕЭП.

Истерика, которую время от времени устраивает Лукашенко (Россия «хочет поставить меня на колени»), в принципе, понятна: он хочет любой ценой сохранить власть, но ничего не может поделать с естественным процессом развала белорусской экономики – почти 25 % предприятий работают нерентабельно, на склад. Эксперты МВФ предсказывают, что к концу года бюджетный дефицит Белоруссии вырастет в два раза – до 3 % ВВП. Проклиная российское руководство, которое не хочет просто «по-братски» делиться своими ресурсами, и российский бизнес, который хочет «скупить белорусскую собственность за копейки», Лукашенко находит самых лучших, в его понимании, партнеров – китайцев.

В конце прошлого года Белоруссия договорилась с Китаем об открытии ей кредитной линии на 15 млрд. долларов. Во время своего недавнего визита в Поднебесную Лукашенко подписал пакет документов о выделении из этой суммы 3,3 млрд. долларов на реализацию совместных проектов. Официальная белорусская пресса назвала это «пекинским прорывом», сам президент твердит о грандиозной выгоде. Однако аналитики отмечают, что Лукашенко бездумно засунул свою голову в кредитную китайскую петлю. Во-первых, потому что эти кредиты – связанные, т.е. они предусматривают приобретение исключительно китайского (не самого современного) оборудования и товаров. Во-вторых, внешнеторговое сальдо в 950 млн. долларов уже сейчас не в пользу Белоруссии. Наконец, Китай – не Россия: пройдет совсем немного времени, и он начнет жестко контролировать погашение предоставленных средств, забирая вместо денег куски белорусской госсобственности и земли.

«Белорусский диктатор берет опасные кредиты, которые могут стать финансовой пирамидой», – отмечает, в частности, BBC. Но это не пугает Лукашенко, находящегося в явной эйфории от своей «выгодной» сделки. «Коль вы идете в Европу, то приходите в центр Европы. Мы будем вам активно помогать и поддерживать в Беларуси, – заявил он китайцам и сделал им предложение, от которого, по его разумению, они вряд ли смогут отказаться. – Мы имеем уникальное положение в Таможенном союзе. Это также увеличивает возможности для сотрудничества, усиление этого сотрудничества. Вы сможете беспошлинно торговать фактически на всей территории постсоветского пространства».

Проще говоря, Лукашенко открытым текстом предложил Китаю свои посреднические услуги по распространению контрабандных товаров на территории единого таможенного пространства. И вряд ли он при этом советовался с лидерами России и Казахстана. Как участники Таможенного союза отреагируют на эту «сделку» белорусского президента – покажет время. Возможно, им остается надеяться только на благоразумие китайцев. Но уже сейчас ясно, что, спасая лично себя, Лукашенко способен продать не только свою страну.