Как друг Уго друга Владимира подвел

20 октября Россия торжественно завершит сварку нефтепровода БТС-2. Он позволит полностью лишить Белоруссию российской нефти. Лукашенко ответил соглашением с Уго Чавесом о поставках нефти венесуэльской. Взамен Чавес отхватит долю в белорусских НПЗ, на которые претендует Россия.

Нефтепровод БТС-2 не так известен, как Южный и Северный газопроводы, но цель преследует ровно ту же: обойти Белоруссию на пути к богатым покупателям в Западной Европе. Стыковка трубы не означает, что БТС начнет работать немедленно. Но событие это знаковое для обеих стран. Если сегодня Минск и Москва спорят о пошлинах на реэкспорт нефти, то через год-полтора «Транснефть» молча закроет белорусам кран, и в Европе этого почти не заметят.

Ответ последовал немедленно. В субботу в ходе визита в Минск президента Венесуэлы Уго Чавеса «Белорусская нефтяная компания» и компания «Петролеос де Венесуэла» подписали контракт на поставку в Беларусь 30 млн. тонн нефти в 2011-13 годах. Ежегодно Беларусь панирует импортировать по 10 млн. тонн нефти.

Лукашенко не скрывал радости: «Дорогой Уго, я хотел бы поблагодарить за колоссальную помощь, которую вы оказали нашему народу. В эту трудную минуту ты подставил плечо, протянул руку помощи. Я не хочу быть твоим должником, и для Венесуэлы мы сделаем столько, что ты не пожалеешь, что с нами связался».

Чавес, кажется, и не жалеет. «Белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям хватит нефти на протяжении двухсот лет», — заявил он. — «Сейчас Беларусь голосом своего президента тысячу и более раз подтверждает: все, что здесь производится, те технологии, которые здесь есть, он хочет передать Венесуэле. Этому нет цены, особенно в сегодняшнем мире, где установился эгоизм, господствуют транснациональные компании. Здесь нет должников, здесь — товарищи, и мы вместе строим альтернативу империализму».

Нефть уже поступает в Белоруссию танкерами через Атлантику, Средиземное море, проливы Босфор и Дарданеллы и далее, через Одесский терминал по территории Украины. Сейчас ее перевозят по Украине железнодорожными цистернами. Но в ближайшем будущем, учитывая объемы, она пойдет по нефтепроводу Одесса-Броды.

Соглашение на этот счет еще не подписано, но, похоже, с этим проблем не будет. Украина уже 10 лет вынуждена эксплуатировать Одесса-Броды в реверсном режиме за неимением альтернативы российской нефти. Киеву это будет выгодно: помимо транзитных сборов, он сам в перспективе сможет покупать «другую» нефть и ослабить энергетическую хватку Москвы. Ведь мощность нефтепровода больше, чем 10 млн т в год.

Об этом — а заодно о закупках украинской военной техники — Уго Чавес сегодня отправился говорить в Киев. Тот факт, что оружейникам и нефтяникам Москвы, с посещения которой Чавес начал свое турне, это может не понравиться, пламенного социалиста не смущает. К тому же украинское оружие дешевле.

Кроме того, в Минске Чавес допустил любопытную оговорку. Он поблагодарил Лукашенко, который «открыл для нас эту землю — для венесуэльской промышленности, венесуэльских товаров, инвестиций, для нефтеперерабатывающих белорусско-венесуэльских заводов».

Если речь идет о строительстве НПЗ в Венесуэле, то это невинная фраза. Но если Лукашенко в обмен на снабжение нефтью отдает Венесуэле долю в своем нефтепроме — это грандиозный скандал. Ведь белорусская нефтянка — это именно то, чего добивается от Минска Россия! То, из-за чего, собственно, и поссорились Александр Григорьевич с Владимиром Владимировичем.

Чавесу, кстати, доля в белорусских НПЗ нужна объективно. Ведь это — выход Венесуэлы на колоссальный европейский рынок. Страны-экспортеры нефти уже давно строят и покупают НПЗ поближе к рынкам сбыта: продавать бензин выгоднее, чем сырую нефть. И вряд ли Евросоюз, который пытается разнообразить поставки топлива, будет против.

Чем же ответит теперь Москва? Варианты есть. Можно пригрозить Киеву газовым краном, если тот не откажется поставлять нефть по Одессе-Броды. Но это разрушит сложный и тонкий торг с Украиной по целому комплексу других вопросов. А можно просто полностью лишить Белоруссию беспошлинных поставок российской нефти. И повод, кстати, подходящий.

Дело в том, что венесуэльской нефти Минску хватит лишь на покрытие внутренней потребности. А надо еще и бюджет наполнять. До сих пор белорусы перегоняли дешевую российскую нефть в дорогой бензин и продавали его в Европу. Теперь они получают без пошлин только 6-7 млн тонн — как раз на «братское» внутреннее потребление. Но если это потребление уже обеспечил брат Уго, то какой смысл сохранять льготы для брата Александра брату Владимиру — и уж тем паче Дмитрию?

Так что Лукашенко пока на крючке. Но не надолго, полагает политолог Юрий Шевцов. До конца октября белорусский лидер должен посетить Иран, где «Белорусская нефтяная компания» торжественно откроет добычу нефти. Так что альтернативные поставки будут расширяться. Если не через Украину, то через порты Латвии, Литвы и Эстонии, которые в общей сложности могут принимать для Белоруссии по 1 млн тонн нефти в год. Надавить на прибалтов Москва не сможет. А с Чавесом Лукашенко о поставках через Балтику уже договорился.