Эксперт: Беларусь — жертва «белорусской модели»

Результатом выборов 2006 года в Беларуси стало тяжелое поражение всех сил, в той или иной мере претендовавших на роль оппозиции режиму и/или курсу Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Причин хватало: популярность Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, слабость оппозиции, особенности национального избирательного законодательства etc. Но аналитики тогда прохлопали главное — консолидацию политической системы страны, и соответственно, не побоюсь этого слова, режима. Власть устаканилась. Номенклатурный бунт стал невозможен.

В такой ситуации все сегменты белорусской элиты оказались перед дилеммой — либо подчиниться доминированию этой логики и строить свою жизнь по предложенным схемам, либо лишиться позиций в элите, как таковой. Лишилось этих позиций не так уж мало людей, сейчас не об этом.

На первых порах с этим были вынуждены считаться, и не только в Беларуси, отчего закружилась не одна местечковая головушка. Добавьте сюда три года сверхблагоприятной экономической конъюнктуры (2006-2008 г.г.) и вы полностью поймёте, что подготовка к нынешним выборам если и велась, то лишь в рамках линейной логики. Линейная логика, как известно, оперирует ресурсами, а они казались неисчерпаемыми.

Первый звоночек прозвенел в виде девальвации 2009 года и сопутствующих спецэффектов в виде довольно громкого всенародного «Э, наверху, ЧЗХ?». Оказалось, что кроме победной арифметики существует довольно-таки противная алгебра с некоторым количеством неизвестных величин.

И одной из таких величин к 2009 году стал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. Мало того, что в Минске не поняли финта с отказом В.В.Путина от третьего срока — сам третий президент России выступает изрядным раздражителем. Тут и молодость, и манера поведения, и «продвинутость», и внешность. Вроде и выскочка, но уж никак не парвеню, скорее, яппи.

Смущал и статус. Тандем, дуумвират — кто их разберёт. Линейная логика вела в кабинет российского премьера. Однако кроме mister`a Putin`a в нефтегазовых формулах цены и других уравнениях назойливо маячил «Мистер Икс». Д.А.Медведев.

Прежние тактические приёмы в подобных условиях оказались не просто неэффективными, но и заведомо проигрышными. Для начала Беларусь элегантно выпихнули на обочину российского внутриполитического процесса. Околокремлёвское экспертное сообщество перестало рассматривать белорусский вопрос как фактор, имеющий влияние на расстановку сил в российской элите.

Этим не ограничилось. Резко сузилась ресурсная база нашей экономики. Она оказалась скована ограничениями, которые накладывали политические руководители России при красноречивом молчании наших бывших лоббистов.

Парадоксальным образом Беларусь оказалась жертвой своего успеха предыдущих лет. Она стала для России экономическим и отчасти технологическим лидером. И, как пел придворный хор кастратов белорусских экспертов и аналитиков, Беларусь якобы становилась для России лидером моральным.

Проблема, которую аналитические кастраты в своём певческом экстазе не заметили, состояла в том, что Кремль, или, если угодно тандем, воспринял не только белорусскую модель властной вертикали и пр. Там с удовольствием восприняли и логику действий этой модели по отношению к остальным.

Общеизвестно, что белорусская модель нуждается отнюдь не в хотя бы частично политически автономных младших партнерах, но лишь в технических исполнителях. Каковой подход и был на нас опробован в рамках «нового мЫшления»© в российско-белорусских отношениях.

Сигнал этот, с некоторыми искажениями, дошёл и до туземного политического класса. Отсюда такое количество маргиналов, взалкавших власти именно в 2010 году. Нынешняя избирательная кампания — крестовый поход дилетантов. Следует лишь не прозевать момент, когда карикатурных поэтов и эстрадных экономистов сменят на улицах молодые люди, опирающиеся не на символическое, а на вполне реальное насилие.