Кремль не сможет в одиночку победить коррупцию

Исследователи говорят, что депутаты Госдумы по-прежнему нагло издеваются над антикоррупционым законодательством, и что единственное оставшееся средство — привлечь к президентской кампании по борьбе со взятками силовиков.

Кремль не сможет одержать победу в борьбе с безудержной коррупцией, не завоевав перед этим доверие силовиков, которые обладают огромной властью и контролируют ключевые отрасли российской экономики. Об этом рассказал в четверг Russia Profile исследователь из российского отделения атикоррупционной неправительственной организации Transparency International Иван Ниненко. Силовики — это группа кремлевских аппаратчиков и влиятельных политических деятелей, многие из которых работали ранее в спецслужбах. Именно у них в руках находится ключ к искоренению коррупции, а это одна из главных задач президента Дмитрия Медведева.

«Президент Медведев искренне пытается что-то сделать с безудержной коррупцией, но ему нужно усилить свое влияние в среде силовиков, чтобы изменить их отношение, а также дать толчок крестовому походу против коррупции, — говорит Ниненко, — проблема в том, что коррумпирована вся система, и без согласия силовиков любые попытки побороть коррупцию окажутся тщетными».

Официальный доклад организации Ниненко на эту тему будет опубликован 26 октября. Он говорит, что государство предприняло ряд небольших шагов, включая принятие целой серии антикоррупционных законов, но изменений в лучшую сторону мало, потому что исполнение этих законов зависит от расположения силовиков. «По размерам коррупции нет практически никаких улучшений, — отмечает Ниненко, — единственный способ продвинуться вперед — это осуществить ряд фундаментальных изменений, которые заставят силовиков благожелательнее отнестись к президентской кампании по борьбе с коррупцией».

Генеральный прокурор Юрий Чайка сказал в среду на совещании руководителей правоохранительных органов, что аппетиты неисправимых государственных чиновников в России настолько велики, что стремление брать взятки давно уже превысило страх быть пойманным. В этом году средний размер взяток, получаемых алчными чиновниками, вырос на 25 процентов с 23 тысяч до 30500 рублей, заявил глава прокуратуры. В первом полугодии 2009 года в российские суды было передано 4500 дел по коррупции, причем свыше 500 из них было возбуждено против государственных чиновников и 700 — против правоохранительных органов. Согласно оценке Национального антикоррупционного комитета, каждый год государственные должностные лица получают огромные деньги в виде взяток — примерно 300 миллиардов долларов. В индексе оценки коррупции, составляемом Transparency International, Россия занимает 146-е место из 180 стран, находясь ниже Пакистана и Ливии.

Руководство правоохранительных органов расширило масштабы своих усилий по борьбе с коррупцией во всех государственных органах, заявил Чайка, однако уровень активности в правоохранительных органах упал, особенно по сравнению с 2009 годом. «Лишь в отдельных случаях правоохранительные органы добиваются положительных результатов», — пожаловался Чайка. Но есть и положительные моменты. Генпрокурор отметил, что в этом году раскрыто на 80 с лишним процентов больше фактов коррупции, добавив при этом, что в сети попали хитроумные государственные чиновники, «которые по-крупному воровали у государства». Вместе с тем, Чайка посетовал, что «во всех остальных областях наблюдаются изменения в худшую сторону». Количество раскрытых коррупционных преступлений снизилось на 11 процентов, в связи с чем уменьшилось и число чиновников, преданных суду за взяточничество и хищения. «В то же время, растут аппетиты тех, кто не привык работать без взяток: они стали требовать больше», сказал прокурор.

Чайка также посетовал на низкий уровень уголовных расследований, заявив, что нет практически никаких изменений по количеству уголовных дел, переданных в суд. В первой половине текущего года количество оправдательных приговоров увеличилось вдвое. Самую негативную статистику дают Воронежская, Рязанская, Тверская и Ярославская области, где следователи отказываются предъявлять обвинения в 70-95 процентах случаев.

По словам Ниненко, доклад генерального прокурора это, на самом деле, «добрый знак», потому что в нем впервые показано, что количество дел, расследуемых правоохранительными органами, увеличилось. «Раньше ловили только мелочь, но теперь антикоррупционные органы шире забрасывают свои сети, — отмечает Ниненко, — увеличение среднего размера взятки также означает, что следователи стали расследовать меньше дел по мелких взяточникам и расхитителям».

Во время прошедшего в среду мероприятия, ставшего уже ежегодным ритуалом, государственные чиновники из ведомств, занимающихся борьбой с безудержной коррупцией, собрались, чтобы проанализировать результаты работы Национального антикоррупционного комитета, пользующегося поддержкой Кремля, а также выработать тактику дальнейших действий. В этом году на совещании присутствовали самые высокопоставленные государственные деятели, в том числе, глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин, помощники президента Олег Марков и Константин Чуйченко, а также депутаты и представители Счетной палаты. Участники совещания также рассмотрели результаты кремлевской антикорупционной кампании, которая была начата в марте и с тех пор превратилась в одну из самых смелых попыток по искоренению той заразы, которая, по словам аналитиков, глубоко проникла в поры и ткани общества.

В рамках антикоррупционной кампании было предусмотрено создание специальных подразделений в государственных ведомствах и министерствах, чтобы избавить их от продажных чиновников и организовать документальные проверки кандидатов на работу. Об этом сообщил государственный телеканал Russia Today. Этим планом также предусматривается создание подразделений, которые предназначены для борьбы с коррупцией «буквально в каждом министерстве, департаменте и ведомстве». В каждое такое подразделение войдут три-пять сотрудников, причем предпочтение будет отдаваться бывшим работникам ФСБ и министерства иностранных дел (внутренних? — прим. перев.). Они будут «изучать и проверять каждого сотрудника, перепроверяя ту информацию, которую эти люди представляют о своих доходах. Они будут добиваться, чтобы не было никакого взяточничества, чтобы все сотрудники работали по правилам, установленным для госслужащих». Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте Russia Today.

Нарышкин, входящий в состав Национального антикоррупционного комитета, приказал всем недавно созданным в федеральных ведомствах антикоррупционным комиссиям работать во взаимодействии с правоохранительными органами. Крайне важно, заявил он, завершить создание системы контроля за доходами государственных чиновников и членов их семей. При этом Нарышкин добавил, что необходимо повысить качество экспертизы антикоррупционных законоположений. Он высказал пожелание, чтобы правоохранительные органы информировали массы об антикоррупционной деятельности государства.

Как считает Ниненко, стратегия поиска поддержки у населения может принести свои плоды. Его организация также изменила методы своей работы и сегодня призывает политические партии отслеживать и анализировать декларации о доходах свои членов. «По закону все зарегистрированные политические партии имеют право проводить проверки своих членов на предмет финансовой прозрачности, — говорит Ниненко, — результаты таких проверок можно отсылать в специальный комитет при президенте для дальнейшего изучения. Но пока в полной мере так поступает лишь оппозиционная партия Григория Явлинского «Яблоко».

Благодаря таким усилиям, отмечает Ниненко, его организация получила недавно информацию о спикере Госдумы Борисе Грызлове и еще о двух депутатах — члене ЛДПР Ашоте Егиазаряне и депутате-коммунисте Сергее Левченко, которые нарушили подписанный президентом Медведевым антикоррупционный указ о декларировании доходов. «Сравнив их капитал и имущество по состоянию на начало депутатской деятельности и через два года, мы легко сможем узнать, как изменилось их материальное положение, — говорит Ниненко, — мы также следим за государственными чиновниками, имеющими активы и собственность за границей, и мы будем работать с президентской администрацией с тем, чтобы добиться от этих людей декларирования этих активов и собственности».