Путинская Россия: более уязвима, чем кажется?

МОСКВА — На большом рекламном щите, закрывающем одну из центральных площадей Москвы, видны счастливые детишки, весело играющие на ярком фоне. Но по словам критиков, за этими безобидными с виду плакатами скрывается страх, преследующий российских правителей. В чем заключаются их опасения? Что заботливо созданное ими сильное государство на деле слабее, чем кажется.

Внешне Россия Владимира Путина — это могучий оплот. Неоспоримый лидер страны потратил десять лет — сначала как президент, а затем как премьер-министр — на консолидацию власти, укрепление государства и подъем благосостояния. Опросы общественного мнения показывают, что Путин по-прежнему намного популярнее любого другого политика. Оппозиционные партии в России отодвинуты на обочину политической жизни, расколоты и ослаблены. Критические голоса звучат редко, основные средства массовой информации неизменно лояльны власти.

Шеф путинской пресс-службы Дмитрий Песков говорит о том, что премьер-министр, став в 2000 году президентом, унаследовал страну, лежавшую в руинах, и при нем неуклонно происходило повышение доходов людей.

Премьер-трудоголик

«Премьер-министр остается трудоголиком, — заявляет Песков, — он чувствует ответственность за все начатые им процессы… он использует потенциал своей премьерской власти на все сто процентов».

Путин избегает комментариев на эту тему, но многие ожидают, что после выборов в 2012 году он вернется на президентский пост, причем на шестилетний срок.

Эксперт по российской элите и член правящей партии «Единая Россия» Ольга Крыштановская считает, что вероятность возвращения Путина на пост президента составляет 70 процентов.

Используя услужливую прессу, служебное положение и отсутствие серьезных оппонентов, этот бывший агент КГБ имеет все шансы одержать убедительную победу, отодвинув в сторону своего преданного младшего партнера по правящему «тандему» — президента Дмитрия Медведева.

Ведущие российские бизнесмены и руководители уже сейчас называют выборы 2012 года «совершенно предсказуемыми». На их взгляд, это позитивный момент, потому что они боятся внезапных перемен.

Слово «стабильность» превратилась в заклинание, и его неустанно повторяют премьер-министр вместе со своим сторонниками. Они приветствуют ту стабильность, которую Путин принес России, тот порядок, который он установил в некогда бурной и неспокойной политике и экономике, рухнувшей в 1998 году, но в 2008-2009 годах как-то проковылявшей через период кризиса без финансового краха, массового изъятия вкладов со счетов и масштабной безработицы.

«Украинского сценария» в России не будет

Путин считает свое политическое наследие (а это отмена выборов мэров и губернаторов, выдавливание из парламента оппозиции и ограничения, налагаемые на СМИ) оправданным и необходимым для того, чтобы не допустить «украинского сценария». На кремлевском языке это означает хаос.

Государственный информационный телеканал «Россия 24» в конце своих новостей регулярно показывает рубрику «Без комментариев». На экране мы видим мятежи и бунты, стихийные бедствия, невзгоды и беспорядки в чужих краях. Действующий на подсознание посыл понятен: в России жизнь лучше.