Лукашенко нашел третью точку опоры

Президент Белоруссии Александр Лукашенко часто говорит о том, что проводит «многовекторную внешнюю политику». За этим пространным термином стоит нечто большее, чем просто поиск партнеров по всему миру. Многовекторная политика по Лукашенко – это дружба за деньги. Кто дает их в долг и не требует при этом слишком много – на того и смотрит белорусский «вектор». До недавнего времени «вектор» был направлен на Россию. Затем отношения с Кремлем разладились, и все стали говорить о закате режима Лукашенко.

Весной 2011 года в стране должны были состояться очередные президентские выборы. Но газовые и нефтяные контракты с Россией заканчиваются к Новому году, поэтому Батька решил поторопиться и провести выборы досрочно – 19 декабря. Теперь на противоречиях между Западом и Кремлем сыграть не получится. А потому все эксперты, политологи, действующие политики и даже Владимир Жириновский в один голос заговорили о том, что Лукашенко зажат в клещи: ни Запад, ни Кремль денег ему больше не дадут, и страну ожидают страшные экономические конвульсии.

Но не тут-то было! Александр Григорьевич и на этот раз проявил гениальную способность подстраиваться под ситуацию и поехал в Пекин. Там он договорился о заключении инвестиционных контрактов на сумму порядка $15 млрд. Минск действительно всерьез рассчитывает на поддержку Китая. С его помощью белорусские власти хотят серьезно повысить темпы роста своей экономики. На самом деле, конечно, речь не о темпах роста, а о том, чтобы отложить на как можно более дальний срок возможный дефолт и девальвацию национальной валюты.

В Белоруссии, экономика которой получает все меньше дотаций из Кремля, нет своих денег для развития и поддержки инфраструктуры. Китай же готов потратить свои деньги на множество проектов: создание совместного индустриального парка, строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы, на заводы индустриального домостроения и кальцинированной соды, на строительство нескольких новых электростанций. Китайцы готовы строить в Белоруссии дороги, электрифицировать их, реконструировать столичный аэропорт «Минск-1» (на это уйдет $600 млн) и создать интеллектуальную транспортную систему, которая должна будет избавить белорусскую столицу от пробок. Построят ее к 2014 году.

Что в ответ Белоруссия может построить в Китае? Вот уж действительно, здесь белорусским властям предложить нечего: пока власти говорят только о создании цеха по сборке «БелАЗов» в КНР.

Одна загвоздка: прямых кредитов Минску Пекин не дал. Хотя, напомним, предоставил ему $1 млрд еще в марте. Как бы то ни было, у Лукашенко появился новый стратегический партнер.

Китай не будет задавать Батьке неудобные вопросы по поводу его исчезнувших политических оппонентов. Не будет критиковать белорусское министерство экономики за отсутствие либеральных рыночных реформ. Не припомнит Лукашенко старые грехи и невыполненные обещания. Китай просто дает деньги, которых у него много, и строит на них в центре Европы, между Москвой и Варшавой, плацдарм для быстрой экспансии на Запад.

В этом смысле Китай – идеальный партнер для Лукашенко, который продал Пекину единственное, что мог продать – удачное географическое положение своей страны. Сам Батька, несмотря на все прогнозы, вновь получил возможность спокойно провести выборы и «элегантно» на них победить. А уже потом – хоть потоп, хоть невероятно сложные переговоры по энергетическим проблемам с Россией.

Белорусов же очень волнует другое: в Минске будет настоящий «Чайна-таун», расположенный в микрорайоне Лебяжий. Месторасположение интересное: рядом крупнейший в Белоруссии вещевой рынок «Ждановичи». На нем много китайской одежды, китайских автомобилей и детских погремушек. Но торгуют сейчас там, в основном, вьетнамцы и выходцы из Закавказья. В будущем, возможно, там станут подрабатывать китайские студенты, коих полно сейчас в каждом белорусском городе, где есть университеты. В минском «Чайна-тауне» будет и административный центр, и жилые дома (300 000 квадратных метров возведут за 4 года), и торговая улица, и выставочный центр, и центр китайской медицины. Весь район займет, как минимум, 15 га территории и в дальнейшем будет расширяться. Скоро для иностранных гостей китайские инженеры построят гостиницу «Пекин».

Сейчас в Минске китайцы живут либо в общежитиях (места для них всегда есть), либо снимают квартиры. Чаще иностранцы выбирают второй вариант: все же в Белоруссию едут дети из относительно богатых китайских семей. Во время общения с китайскими студентами в Минске становится ясно, что едут они в эту страну не столько за специальными знаниями, сколько за тем, что рассчитывают здесь остаться – как раз пристроившись к реализации проектов КНР в Белоруссии. Живется азиатам в Минске хорошо: скинхедов в белорусской столице почти нет, горячо любимые «Макдональдсы» – на месте, квартиры для съема – дешевые, климат – относительно мягкий. Что до строителей микрорайона Лебяжий, то их в городе «не видно, и не слышно». Китайцы сутками работают, не пьют, не хулиганят, к местным девушкам не пристают.

Одна беда: белорусы, не привыкшие к множеству иностранцев, как-то не очень в восторге. Здесь не привыкли к кавказцам в метро, здесь до недавних пор почти не было азиатов, а на чернокожих дети, бывает, все еще тыкают пальцем и дергая маму за рукав «Смотри, негр!» Но года три назад молодых китайцев-студентов стало появляться все больше и больше. И происходит это очень стремительно. А потому неудивительно, что в Минске даже среди студентов назревают откровенные китаефобные настроения. Выражение «понаехали!» хоть и не стало еще в Минске общеупотребительным, но негодование среди представителей старшего поколения, больного различными фобиями, распространяться уже начало.

Удивительно, но руки президента Лукашенко в этом никто не видит: если спросить на улицах города мнение десяти прохожих о жителях КНР, то выяснится, что 7–8 человек отзовется о китайцах в недоброжелательных тонах, но при этом только 1–2 обвинит в их появлении в Белоруссии руководство страны. Остальные скажут, что это общемировая тенденция, и с распространением азиатов по планете никто и ничто не справится.

Лукашенко, меж тем, рисует Минску прокитайское будущее. Он уже предложил руководству Поднебесной «создать китайский островок в центре Европы – в Белоруссии». И говорит о том, что Китай для него – авторитет в области и политики, и экономики. В обмен на «островок» Лукашенко получает возможность спокойно провести выборы: без дефолтов и девальвации.