Турцию 15 лет не принимают в ЕС

Турция стала страной-кандидатом в ЕС на общих для всех стран условиях в 1999 году. С приходом к власти в стране в 2002 году умеренной Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом процесс адаптации Турции к европейским стандартам заметно активизировался.

Однако, на очередном саммите ЕС в Копенгагене вопрос о дате начала переговоров с Турцией был отложен, якобы из-за «уникальности» положения этой евро-азиатской страны.

Противники принятия Турции в ЕС во главе с Германией и Францией ссылаются на якобы сохраняющуюся отсталость экономики и судебной системы страны, нарушения основных прав и свобод человека, нерешенность курдской проблемы, неурегулированность отношений Турции с Грецией и Арменией, Кипром и т.д.

В Европе не скрывают своих страхов. И, прежде вссего, тем, что 72- миллионная мусульманская страна своим вступлением в ЕС может нарушить «исторически сложившийся этно-конфессиональный баланс континента» (почему та же Франция не вспоминает, как колонизировала страны Магриба, например, вывезя оттуда всё, что можно?) и «ускорить начавшийся процесс исламизации Европы» (здесь тоже можно вспомнить, как католическая Европа насаждала во всем мире христианство огнём и мечом). При этом, в настоящее время в европейских странах уже проживают десятки миллионов мусульман, несколько миллионов выходцев из Турции. Турецкий бизнес контролирует в Европе компании и предприятия с оборотом в $51 млрд., на которых занято около 500 тыс.человек. Экономика самой Турции растет в среднем 5%-ными темпами в год (данные 2010 года). По прогнозам экспертов, к 2050-му году Турция станет второй экономикой Европы (после Германии), ее население может достигнуть 130 млн. человек.

Сторонники принятия Турции в ЕС аргументируют также свою позицию тем, что дальнейшая изоляция Анкары может привести к радикализации турецкого общества, приходу к власти в Турции правых националистических сил. И наоборот, своевременная интеграция Турции в ЕС укрепит в ней позиции сторонников умеренного направления Ислама.

На сегодня можно констатировать, что переговоры Турции с ЕС проходят очень медленно, за период с 1995 года до настоящего времени удалось обсудить лишь 13 из 33 статей, обязательных для государств, вступающих в ЕС. По прогнозам экспертов, при таких темпах переговорного процесса реально стать полноправным членом Евросоюза Турция сможет лишь через 10-15 лет.

Понимая, что её в Евросоюзе не ждут, Турция всё более активно сотрудничает со странами к востоку и югу от неё. В ближайшие годы она может стать региональной супердержавой.