Европа, которую потеряли турки

Еще менее десяти лет назад Турцию считали «почти что Европой», и ее вступление в ЕС казалось лишь вопросом времени. О том, почему все изменилось и чем это чревато для Европы, размышляет нобелевский лауреат и известный турецкий писатель Орхан Памук.

«В школьных учебниках, которые я читал в детстве детстве (в 1950-60-х годах), Европа представала как страна из радужной легенды», — пишет Памук в своей статье, опубликованной на страницах британской The Guardian.

Отец современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, создавая свою республику на руинах Оттоманской империи, воевал с Грецией. Но он же начал ряд реформ в духе прозападной общественно-культурной модернизации, рассказывает автор. В рамках этих реформ, которые сформировали новую турецкую элиту, школьникам объясняли, почему нужно отделить государство от религии, почему Турция перешла с арабской письменности на латиницу. Ориентация на Европу воспринималась турками как историческая необходимость или даже как прагматическая адаптация, считает писатель.

Однако теперь давняя мечта о Европе поблекла, констатирует он. Тому может быть много объяснений . Турция стала богаче, из аграрной страны под управлением военных сделалась динамично развивающейся, с «сильным гражданским обществом». Кроме того, в последние годы затормозились переговоры о вступлении Турции в Евросоюз и впереди не видно особых перспектив их успешного завершения.

Памук полагает, что евроинтеграцию блокирует альянс некоторых сил в турецкой армии и СМИ с националистическими партиями. «Та же сила инициировала за собой гонения на меня и многих других писателей, выстрелы в других, убийства миссионеров и христианских священников», — отмечает автор, сам уехавший в США из-за опасений за собственную жизнь.

По мнению Памука, есть и эмоциональная подоплека. В ХХ веке турецкая элита брала Францию за образец. «Когда Франция в последние 5 лет оказалась самым ярым противником приема Турции в ЕС, это вызвало колоссальное разочарование», — пишет автор. Но самое сильное негодование в Турции вызвало то, что Европа позволила втянуть себя в войну в Ираке.

Автор вспоминает, что в его детстве в учебниках не говорилось о демократии и правах женщин. Но на пачках французских сигарет, которые курили интеллектуалы и творческие люди, было написано «свобода, равенство, братство». Но бесчувственное отношение к проблемам эмигрантов — это не «братство», упрекает европейцев писатель.

Европа плохо понимает свои внутренние проблемы, считает Памук. «Очевидно, народы Европы имеют гораздо меньше опыта, чем американцы, в плане сосуществования с людьми другого вероисповедания, другой расы, другой культуры, и это сосуществование их не вдохновляет», — пишет он.

Эта позиция лишь загоняет проблемы вглубь. «Бедных, безработных и незащищенных жителей Азии и Африки, которые стремятся к эмиграции, невозможно не пускать в Европу вечно». Самое ужасное, что антииммиграционная политика и предрассудки уже разрушают коренные ценности Европы, считает Памук.

«Не следует ли Европе вспомнить о ее фундаментальных ценностях, которые когда-то делали ее центром притяжения для интеллектуалов всего мира?» — заключает автор.

Справка МК: Ферит Орхан Памук (род.1952) — современный турецкий писатель черкесского происхождения, лауреат нескольких национальных и международных литературных премий, в том числе Нобелевской премии по литературе (2006). Популярен как в Турции, так и за её пределами, произведения писателя переведены на более чем пятьдесят языков. Известен своей гражданской позицией в отношении Геноцида армян и дискриминации курдов в Турции, не совпадающей с мнением официальных турецких властей.