Жена Виктора Бута: это была политическая кража

Алла Бут собирается присутствовать на процессе по делу ее мужа.

После Нового года, 11 января, в США состоится первое слушание по делу Виктора Бута — «оружейного барона», «торговца смертью» и, видимо, обладателя еще ряда менее красочных прозвищ, данных ему американскими массмедиа. Незаконность экстрадиции россиянина в Америку, похоже, не признали только сами Штаты, но ощущение такое, что их данная проблема занимает менее всего. «МК» связался с супругой Виктора, Аллой БУТ, которая собирается в США, чтобы присутствовать на процессе по делу мужа.

— Не было проблем с получением американской визы?

— Нет, с визой проблем не было. Я вылетаю в США либо 3-го, либо 5 января.

— Как давно вы не видели мужа?

— Последний раз мы виделись с ним 15 ноября, накануне его политической кражи из Таиланда.

— По словам российского адвоката Виктора Буробина, со стороны обвинения недавно наконец были представлены документы…

— Я пока не видела эти документы, не знаю точно, что там. Но Виктор сказал, что никаких сюрпризов он в них не увидел.

— А чем же все-таки занимался Бут и чем он привлек такое внимание со стороны США?

— Виктор занимался абсолютно легальным бизнесом — грузовыми авиаперевозками, причем довольно успешно и на нескольких континентах, в том числе в Африке. Для частной авиакомпании это был достаточно широкий бизнес.

Можно предположить, что роль сыграла геополитика. Русских бизнесменов за границей вообще воспринимают либо как мафию, либо как представителей спецслужб. То, что это просто частный бизнес одного человека, над которым никто не стоит, — в головах представителей американских спецслужб не укладывается. Его деятельность была расценена как попытка России вытеснить конкурирующие американские фирмы с африканского рынка. Кроме того, сделал свое дело и доклад ООН в 2000 году, который был проведен Йоханом Пелеманом, человеком, заинтересованным в зарабатывании денег и приобретении себе благ. Отчет был абсолютно пустой, и когда Виктор в нем впервые появился — тогда все и началось. После этого возникло бельгийское дело об отмывании денег (что никак не подтвердилось), потому что у Виктора в свое время была авиакомпания в Бельгии. Потом началось массированное преследование Виктора американской прессой — от публикаций, посвященных 11 сентября, в которых пытались и Виктора связать с теми событиями. Стоит вообще поставить вопрос, откуда слухи, тиражируемые американскими СМИ, попадали к ним, учитывая, что Виктор с 2000 по 2008 год находился в России, посещая лишь страны СНГ. А потом были потрачены огромные средства на поимку Виктора Бута, неизвестно, на что именно их потратили и действительно ли его искали — он ни от кого не скрывался. Что именно от него хотят — я бы желала услышать от американской стороны, которая почему-то настолько в этом заинтересована, что даже предлагала ему политическое убежище, когда его везли из Бангкока. Совершенно непонятно: если он такой опасный преступник, то зачем предлагать ему политическое убежище, ссылаясь на то, что Россия якобы наняла киллеров, чтобы его уничтожить, — это один раз написанный голливудский сценарий, от которого никто не хочет отступать.

— Существует мнение, что Виктор Бут привлек внимание Штатов после знаменитого эпизода с побегом наших летчиков из Кандагара.

— Сам экипаж неоднократно подтверждал, что единственным, кто им помогал, был Виктор Бут. Он поставлял туда медикаменты и продукты. В одном из своих последних интервью он рассказал о том, как на самом деле взлетел самолет тогда — только потому, что среди талибов находился агент, с которым у Виктора была связь. Он помог летчикам заправить самолет, были заказаны все пролеты заранее, и первыми встречавшими самолет были люди, работающие в компании Виктора. Американцы же рассудили, что экипаж вылетел лишь благодаря поставкам оружия талибам Бутом.

— Кандагарским событиям посвящен фильм, кроме этого существуют книги о Викторе Буте, фильм «Оружейный барон». Как вы относитесь к этому?

— Если бы я имела возможность — и физическую, и материальную, — я бы подала в суд за причинение морального ущерба на этих деятелей искусства так называемого за создание негативного образа мужа. Люди уже не воспринимают его как обычного человека, они видят героя Николаса Кейджа, и уже непонятно, кого судят — то ли его, то ли Виктора.

— Как вы оцениваете действия российской стороны в «деле Бута»?

— Я могу оценить их позитивно, так как Россия в ходе всего процесса в Таиланде, во-первых, воздерживалась от давления на суд, в отличие от американских властей, требовавших выдачи Бута безо всяких на то оснований. Россия в этой ситуации вела себя очень корректно, заявляя, что уважает законы другой страны. Касаемо решения суда об экстрадиции наше правительство заявило, что оно было «продавлено» правительством США. В опубликованных WikiLeaks материалах есть переписка о том, что надо сделать, какие рычаги задействовать, чтобы сделать возможной экстрадицию Бута. Это доказывает политический характер дела. Со стороны России, я надеюсь, будут какие-то жесткие заявления в адрес Таиланда и США.

— Что касается вопроса экстрадиции — тайский адвокат Виктора представил документы, доказывающие ее незаконность. Это как-то повлияло на развитие дела?

— По законам Таиланда Виктор еще находится в рамках таиландской юрисдикции, и правительство в данном случае не имело права принимать решение о его экстрадиции. Пока же Бангкок официально не признает незаконность вывоза Виктора Бута, хотя все прекрасно понимают, что это была политическая кража, это было волевое решение. В документах, обнародованных WikiLeaks, говорится даже о личном звонке Обамы премьеру Таиланда накануне экстрадиции.

— Кто сейчас занимается защитой Виктора Бута в США?

— У него государственный адвокат, потому что у нас нет возможности нанять частного адвоката, мы такими средствами не располагаем. Насколько его адвокат компетентен, заинтересован, я пока судить не могу, но очень сомневаюсь в его независимости, и если правительства договариваются о вывозе Бута между собой, почему также не позвонить адвокату.