Косово-Абхазия: сравнения неуместны

В течение последних лет Соединённые Штаты убеждали весь мир в том, что Косово – это некий островок демократии, государство, достойное признания мировым сообществом в качестве исключения. Американские, а за ними и европейские политики твердили, что этот «особый случай» не может повториться ни в Абхазии, ни в Южной Осетии, ни где-либо ещё. Их впечатляли успехи косоваров в развитии государственности. Но вот и на Косово нашелся свой «Wikileaks». Докладчик ПАСЕ Дик Марти опубликовал итоги своего расследования, из которого следует простой вывод: Косово – это криминальная клоака, а руководство нового государства нужно судить. С этих пор признанные Россией кавказские государства невозможно поставить на одну доску с Косово. При всех издержках, в этих странах происходит реальное развитие, а людей не убивают ради продажи их органов.

По версии США и европейских стран у Косово была масса преимуществ по сравнению с менее успешными конкурентами за международное признание. Вот одно из них: управляемая международным сообществом ситуация и высокий уровень прозрачности. Доклад члена юридического комитета парламентской ассамблеи Совета Европы Дика Марти говорит о другом. Согласно его исследованию, главарем косовской мафии является «отец-основатель» независимого Косово и его нынешний премьер-министр Хашим Тачи. А всё руководство бывшей сербской провинции является организованной преступной группировкой. Армия освобождения Косово (АОК), согласно выводам эксперта – это сборище бандитов, которому давно пора предстать перед судом за тяжкие преступления, в частности, за похищения и убийства людей с целью изъятия их внутренних органов.

В докладе Дика Марти трудно усмотреть политический подтекст. Документ опубликован после завершения выборов в провинции, в результате которых власть осталась в руках у Хашима Тачи. Если бы Европе требовалось сменить власть в Приштине, то доклад опубликовали бы неделей раньше. Кроме обвинений в изъятии человеческих органов, АОК обвиняется в контрабанде наркотиков и оружия. В косовской мафии представительный Хашим Тачи не зиц-председатель, а организатор и идейный вдохновитель. С 1999 года она находится у власти в Косово. Это, как если бы кущевский Сергей Цапок стал губернатором Кубани, а его братва руководила местными департаментами. Доклад о двухлетнем расследовании, которое опирается на материалы ФБР и другие разведывательные источники, был предоставлен средствам массовой информации, и в нем, среди всего прочего, указывается, что Тачи в течение последнего десятилетия контролировал торговлю героином.

Доклад пролил свет и на причину этнических чисток. Лица из близкого окружения Taчи обвиняются в похищении сербов, которых затем привозили в Албанию, убивали, а их органы продавали на черном рынке. Лидеры Армии освобождения Косова выиграли криминальную войну конца 90-х с другими «партизанскими» движениями (в действительности с такими же преступными бандами), и это дало Тачи возможность контролировать преступный бизнес. Марти прямо называет по именам других лидеров преступной группировки из Приштины, которые сегодня, также как и Тачи, находятся у власти в провинции. Теперь самый главный вопрос: знали ли обо всем этом в Брюсселе и Вашингтоне? Не могли не знать. Бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте еще три года назад заявила о том, что не в силах ничего сделать по поводу расследования деятельности АОК из-за противодействия США, а Швейцария на некоторое время сделала Хашима Тачи персоной нон грата.

Вашингтон в последние недели получает один за другим удары ниже пояса. Но все они связаны с сайтом Wikileaks. В череде этих скандалов доклад Дика Марти стоит особняком. Следователь по правам человека обвиняет власти США в покровительстве убийцам, наркоторговцам и контрабандистам, которых усилия Вашингтона не просто привели к власти в провинции, но и позволили создать в центре Европы самое настоящее криминальное государство. При всем этом мировым лидерам хватало цинизма называть Косово «историей успеха государственного строительства», которую невозможно повторить. Но теперь получается, что все другие непризнанные или частично признанные государства на стыке Европы и Азии выглядят по сравнению с Косово, как минимум человечно.

Мировое сообщество признаёт государства в том случае, если они соответствуют определенным правовым и цивилизационным стандартам. Американская пропагандистская машина убедила весь мир в том, «контролируемая» независимость Косова находится под бдительным оком Запада. Интересно, убийства людей тоже происходили под подобным наблюдением? Абхазия и Южная Осетия добились значительно меньших успехов в деле своего признания. В отличие от Косово, которое признали семьдесят с лишним стран, эти республики признали кроме России только три страны – Венесуэла, Никарагуа и Науру. Однако, им удалось добиться больших успехов в построении цивилизованного пространства. Их пример может быть полезен международному сообществу, которому, похоже, не обойтись в Косово без антикриминальной операции.

Рассмотрим теперь ситуацию в Абхазии. На прошлой неделе абхазские правоохранительные органы по запросу российской стороны экстрадировали гражданина России, обвиняемого в тяжких преступлениях на территории Кабардино-Балкарии. Признание Россией абхазской независимости сделало возможным официальное сотрудничество правоохранительных органов двух стран, и это стало самым серьёзным ударом по организованной преступности за всё последнее десятилетие. Что представляет из себя абхазская преступность? Наркотраффик, производство легких наркотиков, легализация угнанных автомобилей… К счастью, в этом списке нет убийств людей с целью расщепления на органы. И, самое главное, воровские сходки проходят не в кабинетах первых лиц, как в Приштине.

Абхазские СМИ и оппозиция часто и небезосновательно обвиняют местных правоохранителей в коррупции. Но система способна, тем не менее, отвечать на запросы. В самое последнее время в системе МВД Абхазии произошли значительные изменения. После многократных обвинений в неэффективности президент Сергей Багапш отправил в отставку министра внутренних дел Отара Хеция. Новый министр Леонид Дзяпшба за три месяца своей работы уволил из рядов милиции несколько десятков уличённых в коррупции сотрудников, организовал тестирование всех подчиненных на предмет употребления наркотиков, ввел практику патрулирования улиц. Но все это кажется мелочью по сравнению с фактически начатой войной с производителями наркотиков. Этой осенью события в одной из горных деревень в центральной части страны напоминали боевик. Отряд милиции пытается уничтожить плантацию конопли. В ответ обстрел со стороны охранников поля, которым даже удается захватить в заложники сотрудника милиции.

Но в итоге поле уничтожено. В абхазских условиях открыто посеять поле конопли способны только весьма влиятельные люди с хорошими связями. Правоохранительная система уже способна сжечь два гектара конопли, но еще не готова открыто назвать имена «героев» этой истории. Однако, как говорится, все еще впереди. Недавно между российскими и абхазскими наркополицейскими был подписан протокол о сотрудничестве. И в эти же дни на границе с Грузией была задержана машина, пассажиры которой везли не очень большую по местным меркам партию «плана». Хорошо известно, что через Абхазию проходит одна из евроазиатских «наркомагистралей». Насколько опасно с ней бороться стало ясно в январе 2009 года, когда в центре Сухума был убит заместитель министра внутренних дел Абхазии Закан Джугелия. Он был главным наркополицейским республики. Это преступление до сих пор не раскрыто, хотя убить Джугелия могли только «по работе».

Новый абхазский министр внутренних дел быстро вошел в топ самых популярных в Абхазии людей за счет, например, разгона воровской сходки в Гагре. Но среди откровенных пиар-акций есть важные результаты. Задержаны две преступные группировки, занимавшиеся похищениями людей. Одна из них, в приграничном с Грузией Гальском районе, где орудует грузино-абхазский криминал. В Косово европейцам не к кому обращаться за помощью в расследовании тяжких преступлений. Не будут же сами себя разыскивать люди из окружения Тачи. В Абхазии за возможные связи с преступным миром новым министром было уволено несколько человек, а министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву есть, с кем работать в Сухуме. За этот год глава МВД России дважды посещал Абхазию. Понятно, что российскую сторону борьба с преступностью в Абхазии волнует, прежде всего, по олимпийским причинам.

Во время осеннего визита Нургалиева интересовала ситуация с теневым автомобильным бизнесом. За последние годы страна превратилась в отстойник для продажи машин-двойников или просто угнанных в разных странах автомобилей. Здесь этот бизнес велся в открытую, и об этом все знали. «Левые» иномарки назывались здесь лояльно – «невыездные» машины. Этот преступный бизнес теперь закрыт. Милиция получила право изымать такие машины прямо на улицах. Свой предпоследний рабочий понедельник президент Абхазии Сергей Багапш начал со встречи с новым руководством МВД. Он сделал неожиданное заявление, попросив высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов не заниматься политикой. «Ваша политика – это раскрытие преступлений» – заявил Багапш. Это прозрачный намек новому министру ВД, который благодаря успешной борьбе с преступностью в одночасье превратился в мощную политическую фигуру. Конечно, Абхазия далека от полной победы над преступностью. Однако эти непризнанные Евросоюзом и США государства невозможно сравнить с Косово в контексте «вновь открывшихся обстоятельств», изложенных в докладе Дика Марти.