Срок заключения Ходорковскому могут объявить до Нового года

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев встретили начало оглашения приговора в Хамовническом суде во второму «делу ЮКОСа» с показным равнодушием. Слова судьи о признании их виновными в хищении нефти дочерних предприятий Ходорковский слушал, опустив голову, а его сосед по скамье подсудимых читал роман и даже смеялся.

Мало у кого имелись сомнения относительно того, каким именно будет этот давно ожидаемый приговор. И адвокаты, и подсудимые еще во время судебного разбирательства утверждали, что оправдательный приговор стал бы чудом. Чуда не произошло, однако ажиотажа вокруг оглашения приговора это ничуть не уменьшило.

Кордоны перед судом

С семи утра под стенами Хамовнического суда начали собираться журналисты. Между тем спецназ судебных приставов стал пускать в суд только девять часов утра, когда перед входом образовалась огромная толпа из представителей СМИ и сторонников подсудимых.

Однако, пропустив в внутрь представителей телеканалов, судебные приставы оттеснили толпу от входа, заявив, что пропускать всех остальных команды не было.

Только через полтора часа в суд начали пропускать остальных представителей СМИ. И то, запустив человек 20, лимит был исчерпан. Большая часть желающих попасть на процесс, так и осталась стоять на улице перед дверями суда.

Оглашение приговора началось в половине двенадцатого утра, на полтора часа позже запланированного времени. В зале уместилось всего около 60 человек. В суде присутствовали родители Ходорковского Марина Филипповна и Борис Моисеевич, жена Инна, а также несколько правозащитников.

В быстром темпе

Выйдя из совещательной комнаты, судья Виктор Данилкин в быстром темпе стал зачитывать приговор. Буквально через десять минут после начала заседания судья заявил, что признает Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновным в присвоении нефти дочерних предприятий.

Накануне начала оглашения в Хамовническом суде приговора Михаилу Ходорковскому его мать Марина Филипповна пообщалась с корреспондентом GZT.RU и кратко рассказала о своем отношении ко второму процессу над сыном. Кстати, сама она в среду в суде присутствовать не будет. Пожилая женщина находится в Страсбурге, где проводит встречи с депутатами Европарламента.

Во время оглашения приговора, Михаил Ходорковский сидел, опустив голову и скрестив перед собой руки, Платон Лебедев же, развалившись на скамье подсудимых, читал роман Джона Гарднера. Время от времени, весело смеясь, он пересказывал особенно забавные моменты книги Ходорковскому.

Впрочем, не обошлось без эксцессов. Еще до обеда с заседания суда судебные приставы удалили жену Ходорковского «за разговоры в зале».

Этапы суда над Михаилом Ходорковским

Интригой пока остаются только сроки наказания, какие судья Виктор Данилкин назначит подсудимым. Адвокаты не исключают, что резолютивную часть приговора судья может успеть зачитать даже до Нового года. В противном же случае, суду придется объявлять перерыв на Новогодние каникулы.

Стоит отметить, что изначально начало оглашения приговора планировалось на 15 декабря. Однако рано утром в назначенную дату стало известно о переносе заседания.

Между тем, адвокаты подсудимых уже заявили, что намерены обжаловать обвинительный приговор. «Сегодня Хамовнический суд признал, что если где-то есть цены ниже, чем в Роттердаме- то это хищение,- сообщил адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.- До какой же степени суд, вынося приговор, был лишен свободы?!».

По словам адвокатов, текст зачитываемого приговора почти полностью совпадает с текстом обвинительного заключения, даже без тех поправок, о которых заявили госовинители, выступая в прениях сторон. Стоит отметить, что в своих выступлениях они сократили объем нефти, хищение которой вменяется Ходорковскому и Лебедеву почти на треть (с 350 млн. тонн до 218 млн. тонн).

«Мы снова слышим прежние цифры, что, несомненно, вызывает у нас множество вопросов»,- рассказал адвокат Лебедева Константин Ривкин.

Около 15.00 судья Виктор Данилкин объявил в оглашении приговора часовой перерыв не обед. Надо отметить, что к этому времени ажиотаж к процессу уже спал. В суде остались лишь немногочисленные представители прессы, родственники и адвокаты и подсудимых.