В России идет перевооружение стратегических ядерных сил

По информации «Известий» 30 ноября из цехов Северодвинского машиностроительного предприятия выйдет «Александр Невский» — уже второй атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 типа «Борей».

Наряду с успешным завершением испытаний новейшей морской баллистической ракеты «Булава» это событие можно считать началом практического обновления наземной и морской составляющих стратегических ядерных сил (СЯС) России. Полностью же обновление должно завершиться к 2015-2020 годам. Вместе с новейшими сухопутными комплексами баллистического оружия «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» они будут надежно прикрывать страну минимум до 2045 года, обеспечивая ядерный паритет с США.

Очередной испытательный пуск «Булавы» намечен на начало декабря. В 2010-м уже состоялись два пуска ракеты — 7 и 29 октября. Оба были признаны успешными. Теперь и военные, и конструкторы уверены: обновление морской составляющей группировки ядерных сил сдерживания больше не будет откладываться. В следующем году флот получит еще один атомный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Сейчас завершаются его ходовые испытания.

Именно эти корабли должны в перспективе составить основу морских ядерных сил сдерживания. Всего их будет восемь. Еще две лодки аналогичного проекта в разной степени готовности находятся на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия. Работа над ними несколько замедлилась из-за ситуации, возникшей вокруг «Булавы». Полная ясность может появиться после анализа результатов декабрьских пусков.

Российский ядерный щит — безусловно, надежный — требует модернизации. В середине 2008 года, по данным сайта «Стратегическое ядерное вооружение России», на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) находилось 415 ракетных комплексов, способных нести 1575 ядерных боезарядов (на 300 комплексов меньше, чем было в 2006-м). К июлю этого года их осталось 369. Они способны нести 1247 ядерных боезарядов.

Эта тенденция приводит некоторых американских экспертов к слишком радикальным выводам. Так, ученые Кир Либер и Дэрил Пресс в журнале Foreign affairs впервые со времен окончания «холодной войны» открыто заявили о тотальном превосходстве США над Россией в области ядерных вооружений.

Заключение американцев по поводу концепции безответного ядерного удара, который предусматривает уничтожение всех российских ракет, основывалось не только на их стремительной «естественной» убыли, но и на том, что по российско-американскому Договору СНВ-1 координаты всех ракетных шахт России и США известны каждой стороне. Так что понятно, куда стрелять. Еще один повод для такого рода доводов: американцы надеются, что системы НПРО смогут легко поразить стартовавшие российские ракеты.

— Сегодня нельзя судить о боевом потенциале противника только по количеству имеющегося у него вооружения, — заявил «Известиям» глава Центра АСТ Руслан Пухов. — Это касается как обычных вооружений, так и стратегических ядерных сил. В конечном счете, все определяется их технологическими и поражающими возможностями. А с этим у нас полный порядок.

Напомним, что ситуация стала радикально меняться после учений в 2004 году, на которых присутствовал российский президент. Тогда сразу два атомных подводных ракетоносца Северного флота не смогли провести пуски баллистических ракет РСМ-54 «Скиф», и руководство страны сделало серьезные выводы о необходимости обновления ядерного щита. На это было выделено 5 млрд рублей.

В результате полностью модернизирована группировка из шести имевшихся у нас стратегических атомных подводных лодок проекта 667 типа «Дельта-4», оснащенная теперь новыми морскими межконтинентальными ракетами РСМ-54 «Синева». Они несут не по три (как их предшественница — баллистическая ракета «Скиф»), а по шесть ядерных боеголовок. Причем «Синева» не имеет аналогов в мире по своим потенциальным возможностям и энерго-массовым характеристикам (то есть по соотношению веса ракеты и ее боезаряда). Более того, в ходе учений «Стабильность-2008» «Синевой» был установлен мировой рекорд дальности полета в данном классе — 11 500 км.

Кроме того, было ускорено перевооружение наземной группировки СЯС на новые комплексы стационарного — шахтного и мобильного — базирования «Тополь-М». В отличие от всех наших прошлых баллистических ракет «Тополь» стартует значительно быстрее, что делает пуск трудно фиксируемым для радаров системы НПРО. А разгонный этап траектории его полета (на котором противник способен перехватывать ракеты) значительно короче. Всего 5 минут. Наконец, на «Тополе» установлена гиперзвуковая маневрирующая ядерная боеголовка, перехватить которую перед поражением цели сегодня не способна ни одна система НПРО. По данным на июль 2010 года, группировка этих ракет в РВСН состояла из 49 шахтных и 18 мобильных комплексов «Тополь-М».

С конца прошлого года РВСН стали получать на вооружение и новейшую межконтинентальную ракету РС-24 «Ярс». Эта машина имеет не одну (как «Тополь-М»), а несколько ядерных боеголовок. Кроме того, как говорил бывший командующий РВСН Николай Соловцов, она оснащена более совершенными средствами преодоления и противодействия НПРО. «Живучесть» ракеты обеспечивают прочность, термоустойчивость, новые виды топлива, позволяющие машине достигать ранее недоступных скоростных режимов. Например, уже сегодня корпус ракеты «Тополь-М» не отливается или штампуется из металла, а плетется из специальных сверхпрочных и сверхлегких базальтовых нитей.

Модернизация коснулась и авиационной составляющей ядерной триады. Наши ВВС не только получили два новых бомбардировщика Ту-160, но еще и провели модернизацию имевшихся 13 машин. Теперь «Белый лебедь» (как называют этот самолет пилоты) может применять новые корректируемые авиабомбы и новые неядерные крылатые ракеты большой дальности Х-555. Появление в составе вооружения Ту-160 нестратегической ракеты серьезно повысило боевой потенциал бомбардировщика. По некоторым данным, дальность полета Х-555 составляет около 3,5 тысячи километров.

В полете машина не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. Она неуязвима не только для уже стоящих на боевом дежурстве зенитно-ракетных комплексов, но и для еще только создающейся американской системы НПРО. На цель ракету направляет головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Точность попадания — плюс-минус несколько сантиметров. «Белый лебедь» может доставить такую ракету практически в любую точку мира.

Помимо ударных средств модернизирована была и система предупреждения о ракетном нападении. За последние годы Россия построила сразу две станции контроля воздушного пространства типа «Воронеж». Эти РЛС под Питером и Армавиром надежно прикрыли территорию нашей страны, ведя наблюдение от Канады до Индии. Сейчас идет строительство аналогичного объекта на Дальнем Востоке. Как говорят военные, система контроля и принятия решений имеет достаточно высокую степень автоматизации, которая, к слову, одной из первых в Вооруженных силах была полностью переведена на цифровые технологии.

— Стратегические ядерные силы были одним из главных приоритетов программы вооружений последних лет, — говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — Об успехах в этой области можно судить хотя бы по тому, что России и США удалось вновь заключить договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, то есть СНВ-3. Появление этого документа говорит о том, что Вашингтон осознал необходимость взаимодействия с Москвой в области стратегических вооружений. Значит, у нас сохраняется ядерный паритет, и американцы хотят взаимных гарантий безопасности.