Деловых отношений между Евросоюзом и Лукашенко быть не может

После того, что произошло на президентских выборах в Белоруссии в прошлое воскресенье, ни о каких обычных деловых отношениях между Европейским Союзом и президентом Белоруссии Александром Лукашенко больше не может быть и речи.

За последние месяцы, казалось, окрепла надежда на то, что, может быть, слова этого политика можно принимать всерьез. Он пообещал пригласить на выборы международных наблюдателей и сдержал обещание. Он говорил о предоставлении оппозиции пространства для работы во время предвыборной кампании, и, действительно, были заметны определенные сдвиги к лучшему в этом плане.

В ответ на это ЕС со своей стороны, приостановил действие санкций и не скупился на предложения по налаживанию настоящего политического диалога, экономического сотрудничества и, возможно, даже по оказанию финансовой помощи. Продолжение этой политики было в интересах и Европы, и Белоруссии.

Однако затем все изменилось.

Хотя сам процесс голосования происходил по стандартной процедуре, подсчет голосов превратился в решение головоломки. По отчетам независимых наблюдателей процесс подсчета голосов получил оценку от «плохо» до «очень плохо» примерно на половине избирательных участков, где реально было возможно осуществлять наблюдение; есть все основания полагать, что на других участках дела обстояли еще хуже. Стало очевидно, что было отдано распоряжение не подсчитывать голоса, а сообщать заранее установленный результат.

Узнать, каковы же реальные результаты выборов, нет никакой возможности; однако теперь совершенно ясно, что представленный результат не имеет никакого отношения к соблюдению демократической законности.

Вероятно, Лукашенко понимал, что он не сможет набрать 50% голосов, необходимых, чтобы избежать унизительного второго тура выборов против одного кандидата от оппозиции. Все независимые предвыборные опросы общественного мнения давали значительно более низкое число голосов, которые белорусы были готовы ему отдать.

Однако то, что последовало за этим, было еще гораздо хуже.

Кандидаты оппозиции были избиты, изгнаны, арестованы. Были задержаны также сотни человек, работавших в предвыборной команде оппозиции, и тоже брошены в тюрьму. Поспешно вынесенные судебные приговоры не имели под собой никаких фактических оснований. Политические заключенные стали новой реальностью в стране. Репрессии превратились в государственную политику.

Европа уже много лет не сталкивалась ни с чем подобным. Рядом с этим сочетанием фальсификации голосов с незаконными репрессивными мерами бледнеет то, что пытался осуществить Милошевич в Сербии в 2000 году. То, что мы увидели, заставляет вспомнить введение военного положения в Польше в 1981 году.

Чем все это может закончиться? Возможно, на какое-то короткое время силам реакции удастся одержать верх; но это не исцелит раны общества, и насильно насаждаемый режим, очевидно, не сможет выжить. Перспективы получения денег от Запада для спасения постоянно ухудшающейся экономической ситуации, скорее всего, развеются как дым. Инвесторы с настороженностью относятся к стране, столь впечатляюще продемонстрировавшей свое понимание законности.

В основе Европейского Союза лежат такие ценности, как права человека, демократия и власть закона. Европа не может остаться равнодушной к грубым нарушениям этих ценностей в относящейся к ней части мира.

Продолжение позитивных отношений с Лукашенко в настоящий момент представляется напрасной тратой времени и денег. Он сделал свой выбор — и этот выбор направлен против всего, за что выступает Европейский Союз.

Однако многие в Белоруссии понимают, что его час пробил — и тайно готовятся к лучшему будущему.

Наши многочисленные беседы с представителями различных слоев белорусского общества убедили нас в том, что страна хочет стать частью свободной и процветающей Европы. Сейчас нам следует углубить отношения с демократами Белоруссии и с теми элементами в составе правительства, которые не одобряют роковой путь, на который вступила страна. Нельзя оставить их без поддержки, нельзя предать их в тот момент, когда их страна стоит на грани начала новой смутной эпохи.

Лучшей проверкой наших собственных ценностей будет, если мы встанем на сторону слабых. Европа не должна проявить глухоту.

Карл Билдт, Карел Шварценберг, Радек Сикорски и Гвидо Вестервелле — министры иностранных дел Швеции, Чешской Республики, Польши и Германии, соответственно.