Чем активнее Генпрокуратура, тем скорее выборы

Последние недели в Украине проходят под знаком административной реформы. И, по всей видимости, кроме перепрофилирования министерств и заявленного сокращения бюрократического аппарата, власть решила заодно немного «подреформировать» оппозицию — с помощью следователей прокуратуры и Уголовного кодекса. Знать, совсем скоро выборы.

Результаты этих инициатив пока выглядят следующим образом: Юлия Тимошенко и Юрий Луценко — под подпиской о невыезде, арестованы экс-подчиненные Тимошенко по Кабмину Евгений Корнейчук и Георгий Филипчук, экс-«оранжевый» губернатор Днепропетровской области и министр транспорта и связи Виктор Бондарь взят под стражу. Если же вспомнить о том, что бывший министр экономики Богдан Данилишин уже несколько месяцев не может спать спокойно, а лидера партии «За Украину!» Вячеслава Кириленко в той же Генпрокуратуре настоятельно просят объясниться в отношении соратников — Андрея Парубия и Юрия Гримчака, становится понятно, что шутки закончились. Возникает вопрос: зачем власти столько узников, которые автоматически могут превратиться в «мучеников»? Борьба с коррупцией? Не смешно. Личная месть за Майдан и его последствия? Тоже вряд ли.

Как ни крути, но от пугающего и неприятного определения «преследование оппозиции» или того хуже — «политические репрессии» уйти не удается: уж настолько массовый характер приобретают события вокруг Генпрокуратуры и других силовых органов. Помнится, еще до выборов в местные советы политолог Владимир Корнилов, комментируя факты задержания А.Макаренко, И.Диденко и еще ряда чиновников рангом пониже, так или иначе причастных к прошлой власти, заявил, что о политических репрессиях есть смысл говорить лишь после выборов.

Итак, выборы прошли, а новые уголовные дела появляются с завидным постоянством. Вероятно, пришла пора вспомнить изречение о том, что выборы в Украине не заканчиваются. Вскоре ожидается парламентская кампания, в которой для власти, мягко оворя, нежелательно участие «отпетых оппозиционеров». Конвейер по открытию уголовных дел в данном случае можно объяснить желанием власти провести выборы в Верховную Раду уже в 2011 году. В пользу этого предположения высказался политолог, один из лидеров партии «Единый Центр» Вадим Карасев.

«Мой прогноз — в 2011 году будут выборы. Я не берусь судить, когда именно — весной или осенью, но точно в 2011-м. Возбуждение уголовных дел против оппозиции — это просто подготовка к выборам. И подготовка эта связана не с тем, чтобы реально посадить лидеров, а чтобы лишь ограничить для них возможность проведения избирательной кампании», — сказал В.Карасев.

Кроме того, эксперт уверен в том, что о подготовке к парламентским выборам в 2011-м свидетельствуют и кадровые перестановки в губернаторском корпусе. Напомним, что 21 декабря Президент Янукович сменил губернаторов двух западных областей — Тернопольской и Львовской.

«Последние изменения в губернаторском корпусе также свидетельствует о том, что власть думает, как бы укрепить перед будущими выборами те регионы, губернаторы которых не выполнили свое «электоральное домашнее задание» на выборах прошлых», — отметил В.Карасев.

Таким образом, мнение о политических преследованиях как предварительном этапе избирательной кампании власти существует. Однако насколько эффективными могут быть столь радикальные методы борьбы с политическими конкурентами?

Директор Международного института демократий Сергей Таран считает, что постоянные вызовы оппозиционеров в Генпрокуратуру так же мешают им влиять на украинского избирателя, как и помогают. Ведь ни для кого не секрет, что украинцы всегда больше сочувствуют тем, кого преследуют. Давление же со стороны власти позволяет оппозиционерам постоянно пребывать в центре внимания.

«Подобными методами власти будет тяжело получить желаемый результат. Если бы преследование оппозиции было объединено с системными антикоррупционными действиями, и граждане видели бы эффективность этих реформ, тогда бы они воспринимали преследование оппозиции именно как борьбу с коррупцией. А так все происходящее выглядит именно как политические преследования. Тем более что механизм правосудия применяется только к оппозиционерам, тогда как представителям власти можно все», — говорит С.Таран.

Говоря о давлении на оппозицию, политолог также отмечает некоторую постановочность и поспешность в действиях власти. К примеру, обвинение Ю.Тимошенко в перенаправлении средств, полученных по Киотскому протоколу, на выплату пенсий настолько «добавляет баллов» экс-премьер-министру, будто бы идея родилась не в Генпрокуратуре, а в штабе БЮТ.

«Так сформулировать обвинение могли только те, кто желает поднять рейтинги Тимошенко, но ирония в том, что это написали сотрудники прокуратуры, которые абсолютно не понимают того, что в глазах граждан все будет воспринято так: Юля забрала деньги у других и отдала нам, а ее за это посадили», — комментирует ситуацию С.Таран.

Таким образом, можно сказать, что, во-первых, выборы вполне могут состояться в 2011 году. К тому же в пользу этого говорит и настоятельная просьба парламентариев Конституционному Суду «уточнить» его точку зрения по дате выборов. Предварительная рекомендация КСУ, обнародованная 19 ноября, напомним, позволяла нынешнему созыву Верховной Рады беспрепятственно работать до 2012 года.

Во-вторых, есть все основания говорить, что власть начала жесткую избирательную кампанию, вооружившись Генпрокуратурой, Уголовным кодексом и особым отношением к оппозиции.

В-третьих, как считает упомянутый выше политолог В.Карасев, в процессе преследований оппозиции власть придерживается простой и понятной для себя логики — систему нужно «перезагрузить», так как реформы становятся все более и более непопулярными, и политический механизм дает сбой, несмотря на любые вертикали. Однако по итогам «перезагрузки» в новую Верховную Раду не должны попасть ни Тимошенко, ни другие оранжевые оппозиционеры.