Чем руководствуется Центробанк в своих действиях?

В преддверии Нового года российский Центробанк в лице своего председателя Сергея Игнатьева разродился (в интервью «Коммерсанту») своими планами в части того, какой будет его политика в 2011 году. «Банк России в следующем году намерен сосредоточиться на укрощении инфляции и достичь-таки заданных показателей в 6-7% за счет более гибкой валютной политики». По словам Игнатьева, «Центробанк снял с себя все обязательства по сдерживанию роста реального эффективного курса рубля, и это развязывает ему руки в борьбе с повышением цен».

Уже эта фраза достойна того, чтобы быть занесенной в анналы экономических реформ в России. Как именно собирается снизить инфляцию в России монетарными методами глава Центробанка, если она носит, в значительной своей части, характер инфляции издержек? Он что, считает, что исключительно ради него предприятия, которым повышают цены на электричество и газ, которым повышают налоги и арендные платежи, будут тупо сидеть в убытках и не повышать отпускные цены? Только ради того, чтобы Игнатьев лучше смотрелся на экране телевизора и в кабинетах Кремля? Он вообще представляет себе, что существует мир за пределами банковских офисов?

Но продолжим откровения выдающегося банкира дальше. «Сейчас нет никаких ориентиров ни по номинальному курсу рубля, ни по реальному курсу. Механизм «плавающего» валютного коридора имеет целью лишь ограничить резкие колебания валютного курса», — пояснил глава Банка России. Он также отметил, что волатильность рубля в 2011 году останется на уровне года текущего или немного усилится за счет расширения валютного коридора. По мнению Игнатьева, сдерживание инфляции на низком уровне — самое главное, что может сделать ЦБ для поддержания роста экономики. Низкая инфляция обеспечивает стабильные процентные ставки, создает благоприятные условия для всех кредиторов, заемщиков, инвесторов.

Публика в экстазе ломает стулья! Сергей Михайлович, я понимаю, что вы работали сначала доцентом, а потом сразу стали замминистра и начали свою высокую карьеру, а потому вам никто не объяснял, что есть еще такое понятие, как риски, и что в нашей стране именно они во многом определяют высокий уровень ставки кредита. Хотя, впрочем, про невозвраты кредитов вы слышали почти наверняка, так что это не оправдание… Но на всякий случай скажу: даже если вы вообще отмените рубли и сделаете инфляцию нулевой, это все равно не понизит ставку реального кредита – не только монетарными фактами она определяется.

Но, тем не менее, ЦБ планирует сдерживать потребительские цены: процентными ставками, требованиями по обязательным резервам банков, а также некоторыми другими возможностями. Интересно, входят ли в эти «другие возможности» инструменты давления на коррумпированных чиновников, «доящих» бизнес и тем самым повышающим издержки, а значит, и цены, механизмы контроля за деятельностью естественных монополий, и так далее, и тому подобное. Но, может быть, я несколько недооцениваю Игнатьева, и он просто намекает на то, что Центробанку под его чутким руководством нужно предоставить право внесудебной расправы?

Впрочем, я зря заподозрил Игнатьева в том, что он совсем не адекватен. Нет, он понимает, что за излишний рост рубля его могут и покритиковать. Поэтому он отметил, что укрепление рубля в ближайшие годы не будет идти по докризисному сценарию. По его мнению, в страну пока нет притока капитала, да и цены на нефть уже не те. При этом бурный рост цен на нефть (как был в 2006-2008 гг.) едва ли грозит России в ближайшее время.

Не беспокоит главу ЦБ РФ и ускорение импорта, фиксируемое в последние месяцы. «Рост импорта означает, что сальдо текущего счета снижается, значит, мы меньше накапливаем валюты, следовательно, эмитируем меньше рублей, денежная масса, а значит, в конечном итоге и цены растут медленнее», — пояснил он.

Замечательно! Мы, однако, можем здесь напомнить, что США пока не собираются прекращать свои эмиссионные программы (которые, собственно, и вызывают рост цен на ресурсы), во всяком случае, в первой половине года. Мы же отмечаем, что приток/отток капитала если и влияет на инфляцию издержек в стране, то только в худшую сторону (чем сильнее отток капитала, тем больше его владельцы хотят «отжать» денег в России, тем выше инфляция). А рост цен означает увеличение прибыли посредников, которые начнут усиливать спекулятивные операции, то есть приток валюты в страну будет. Да, он будет носить крайне опасный, чисто спекулятивный характер, лишь провоцируя вероятность резкого оттока на манер 1998 или 2008 годов, но это почему-то главу Центробанка не волнует. Впрочем, он, как и полагается настоящему «западнику», свято верит в пропаганду конца кризиса. Да и рост внешних операций Минфина, который снова вышел на долговые рынки, приведет к росту притока капитала.

Ну и в заключение отметим еще одно обстоятельство. В предыдущий раз, когда ЦБ повышал курс рубля, в 2009 году, это привело к тому, что глава Минфина в конце года признал, что такая политика была серьезной ошибкой, поскольку привела к резкому падению поступлений в бюджет. Сегодняшний день не исключение – проведение политики ЦБ неминуемо приведет к тому, что доходы бюджета в 2009 году резко сократятся. Что в этой ситуации будет делать правительство, которое и так с трудом закрывает все «дыры» в расходной части, совершенно непонятно. А ведь по мере закрытия предприятий реального сектора и сокращения зарплат (издержки-то будут расти!) социальные расходы бюджета придется увеличивать!

Так что чем руководствует Игнатьев в своих действиях – большой вопрос, экономически его политика не обоснована и явно вредительская. Впрочем, есть и еще одна версия, которая состоит в том, что в рамках борьбы нашего властного тандема Игнатьев выбрал сторону «Гаранта Конституции», и выбранная им политика – целенаправленное действие, направленное на ослабление роли и авторитета правительства и лично «Отца нации» в глазах общества. Тогда все просто и понятно – но тогда уже всем становится понятно, что предвыборная кампания реально затрагивает в стране всех. Ну что ж, хоть такой результат это уже не плохо.