Доклад Госдепа США может осложнить ратификацию СНВ-2

На минувшей неделе госдепартамент Соединенных Штатов опубликовал доклад «2010. Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения», в котором, в частности, анализируется соблюдение РФ положений договора СНВ-1, действие которого истекло в декабре 2009 года. Несмотря на то, что в докладе речь идет о «делах давно минувших дней», так как или иначе он может негативно сказаться на процессе ратификации нового Договора об СНВ (СНВ-2), подписанного президентами двух стран Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в апреле этого года в Праге. Причем вопросы к докладу возникли как у российской стороны, так и у оппозиционной Республиканской партии США.

В целом американское внешнеполитическое ведомство дает положительную оценку исполнению Россией основных положений договора СНВ-1, одновременно упоминая о том, что часть пунктов так и не были претворены в жизнь. По словам, официального представителя госдепартамента Филипа Кроули, «в период действия этого договора возникал ряд сложных вопросов, касающихся его выполнения, однако Россия выполняла центральные положения ДСНВ (или СНВ-1)». В документе отмечается, что «невзирая на успешное в целом выполнение ДСНВ, ряд давних вопросов его соблюдения (Москвой)… оставался неурегулированным до момента истечения срока действия договора 5 декабря 2009 года». Эти вопросы были связаны с различной интерпретацией сторонами тех положений ДСНВ, которые регламентировали проведение инспекций и реализацию иных мер проверки.

Несмотря в целом на положительную оценку исполнения договора, российская сторона выступила с резкой критикой доклада американского Госдепа. В Министерстве иностранных дел РФ заявили, что его публикация «не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между Россией и США». «В документе представлены оценки выполнения иностранными государствами соответствующих договорных обязательств в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2008 года, включая разделы, в которых содержатся утверждения о нарушениях Россией своих международных обязательств. Без представления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду «нарушителей» нераспространенческих договоренностей», – отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.

«Россия неоднократно подтверждала практическими действиями свою приверженность ракетному нераспространению, готовность к сотрудничеству с партнерами, в том числе и с США, – указали в российском МИД. – Поэтому для нас неприемлемы утверждения, что российские компании и научные учреждения в отчетный период продолжали способствовать развитию вызывающих у американцев озабоченность ракетных программ ряда государств». В заключении российское министерство подчеркнуло, что публикация подобных докладов, «не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между нашими странами, о которых так много говорится». «Считаем, что давно пора отказываться от стереотипов прошлого, цепляться за формы, которые себя изжили и не соответствуют новому характеру нашего взаимодействия. Вряд ли подобные экзерсисы публичной дипломатии, не опирающиеся на факты, служат достижению наших общих целей в области нераспространения», – резюмировали в МИД РФ.

Несомненно, что данный доклад может оказать определенное влияние на процесс ратификации нового Договора об СНВ российским законодательным собранием, поскольку содержит очевидную критику в адрес России. Между тем, драматизировать ситуацию не стоит, поскольку сейчас речь о совершенно ином договоре, и доклад госдепа здесь, скорее всего, будет выглядеть «ложкой дегтя в бочке меда». Ожидается, что российские парламентарии приступят к ратификации СНВ-2 в ходе осенней сессии.

Не меньше вопросов доклад госдепа вызвал и в самих Соединенных Штатах. На прошлой неделе на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил сената Конгресса США на слушаниях состоялась жаркая дискуссия по данному вопросу. Как отметила помощник Госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер, в документе говорится, что Вашингтону и Москве не удалось урегулировать некоторые «вопросы относительно выполнения» ДСНВ. «К тому времени, когда Договор утратил силу, не все эти вопросы удалось закрыть. Насколько я понимаю, большинство из них являлось мелкими техническими вопросами», – отметила Готтемюллер. Насколько разъяснения Готтемюллер удовлетворили любопытство членов Конгресса не известно, но очевидно, что представители оппозиционной Республиканской партии

могут спровоцировать жаркие дебаты в сенате Конгресса США и соответственно затруднить прохождение там нового Договора об СНВ. Республиканцы могут аргументировать свою позицию тем, что Россия не в полной мере выполняла отдельные положения СНВ-1. На слушаниях члены комитета от республиканцев подтвердили, что у них сохраняется много вопросов по новому Договору СНВ. Для одобрения договора требуется две трети голосов сенаторов, т.е. 67 из 100, а это означает, что для того, чтобы он был ратифицирован, администрация Обамы должна заручиться поддержкой как минимум 8 республиканцев, а пока такой поддержки у нее нет.

В то же время нельзя забывать о препятствии на пути ратификации СНВ-2 в лице американской ПРО. Здесь претензии у России и США прямо противоположные. Республиканцы могут попытаться «завернуть» договор, сославшись на то, что он ущемит интересы и возможности Соединенных Штатов в рамках развертывания элементов ПРО, а российские парламентарии могут сослаться на то, что в Договоре нет прямой увязки ПРО с СНВ. В СНВ вопросы, связанные с ПРО, упоминаются только в преамбуле к Договору, а не в самом тексте.