Антииранские санкции дорого обойдутся России

Отказ от сотрудничества с Ираном в военно-технической области может обойтись оборонно-промышленному комплексу России примерно в $13 миллиардов. Такой прогноз сообщает РИА «Новости», ссылаясь на главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко. Указанный объем убытков включает в себя как отмену поставок по уже заключенным контрактам, так и упущенную выгоду от программ по перспективным проектам.

Прекращение военно-технического сотрудничества с Ираном обусловлено резолюцией ООН, принятой в начале июня 2010 года, за которую проголосовала и Россия. Эта резолюция ввела дополнительные санкции в отношении Тегерана и наложила запрет на экспорт туда широкой номенклатуры вооружений, включая авиационную и ракетную технику. Вдобавок к ООН односторонние санкции в отношении Ирана ввели США и Евросоюз.

Как уже неоднократно рассказывал КМ.RU, в конце 2007 года Россия и Иран заключили контракт на поставку пяти дивизионов зенитной ракетной системы С-300 ПМУ-1 «Фаворит» на сумму $800 миллионов. И хотя российская сторона даже успела получить аванс, с осени прошлого года этот контракт практически заморожен. А после голосования России в СБ ООН за введение санкций непонятно, будет ли он реализован вообще.

Эта позорнейшая история показательна еще и тем, что после голосования в СБ ООН по антииранским санкциям сперва и представители российского МИД, и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, и даже Госдепартамент США – все они отметили, что контракт на поставки Ирану С-300 под действие санкций не попадает. А потом некий высокопоставленный «анонимный источник» из Кремля объявил: «Комплексы ПВО С-300, которые Россия собиралась поставлять в Иран, подпадают под действие санкций, принятых в среду Советом Безопасности ООН в отношении Тегерана».

Между тем в случае полной отмены этого соглашения Россия обязана будет выплатить Ирану неустойку в размере 10% от суммы заказа. Но помимо финансовых потерь, пострадает еще и репутация России как надежного поставщика, что на таком специфическом рынке, как оружейный, будет подороже потери денег.

Ситуацию для КМ.RU подробно объяснил сам Игорь Коротченко:

— Действительно, хотя контракт на поставку С-300 не подпадает под санкции СБ ООН, он заморожен очень серьезно, и на самом высоком уровне. Вообще, на Кремль, и по американским, и по израильским каналам, оказывается очень сильное давление, чтобы он не был реализован вовсе. Полагаю, ситуация точно не сдвинется с места, пока в США не пройдет ратификация Договора по СНВ. В конгрессе много выступающих против этого договора, и администрация Обамы доказывает им, что покладистость Москвы в иранском вопросе можно будет обеспечивать, только ратифицировав этот договор. Соответственно, наше руководство пытается подыгрывать американскому, чтобы добиться ратификации договора.

В целом же я согласен с вами, что позиция России в данном вопросе, действительно, выглядит не очень красиво. Причем, даже если в конце концов ситуация изменится и поставки С-300 мы в итоге реализуем, по остальному спектру военно-технического сотрудничества с Ираном мы понесем существенные потери.

В Иране с начала этого века активно реализуется программа перевооружения. Изначально программа была ориентирована, в очень значительной мере, на закупку российской техники. Под эту программу выделяется как минимум $25 млрд. Как минимум на половину этих средств мог рассчитывать наш оборонно-промышленный комплекс.

Например, Иран планировал приобрести ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М2Э». Возможный контракт на поставку 18–36 таких комплексов оценивался в $250–500 миллионов. Теперь и о нем, скорее всего, придется забыть.

Ранее Иран также заявлял о намерении приобрести до тысячи российских переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» на сумму в $500 миллионов. Кроме того, Тегеран планировал купить радиолокационные станции «Гамма-ДЕ» и «Каста-2Е2», а также запчасти к авиационной и военно-морской технике.

Были и другие перспективные проекты сотрудничества в оборонно-технической сфере. Сейчас мы все это автоматически теряем. И это происходит в то время, когда фактически свернулось наше военно-техническое сотрудничество с Китаем – долгие годы важнейшим импортером продукции нашей оборонки. Теперь же они уже закупили практически все, что им необходимо, и пытаются либо покупать технологии (которые нам продавать невыгодно), либо клонировать образцы нашей техники. Иран в такой ситуации мог бы стать серьезной компенсацией китайского рынка. У нас, правда, остается еще один крупный закупщик продукции – Индия, но и туда активно пытаются проникнуть американцы, которые отменили все свои ограничения на военное сотрудничество с Индией. Да и тот же Израиль активно пытается вытеснять нас с индийского рынка.

Я знаю, что у нас некоторые рассчитывали, будто иранский рынок может заменить Саудовская Аравия, и оттуда, действительно, были соответствующие сигналы. Но это тот регион, где традиционно сильны позиции и американцев, и англичан. Причем именно англичане особенно рьяно не дают налаживать нам военно-техническое сотрудничество и с Саудовской Аравией, да и с другими странами Персидского залива.