Чего ждать в 2011 году от Ближнего Востока?

Каждый год имеет ключевое значение для Ближнего Востока. Но в 2011 году главные тенденции вырисовываются яснее, чем когда бы то ни было. Так считает ближневосточный обозреватель британской газеты Telegraph Ричард Спенсер. Публикуем его прогноз на будущий год.

Сможет ли Иран избежать военных действий еще 12 месяцев? Смогут ли установить мир Израиль и ПА? Сможет ли Запад избежать атак «Аль-Каиды»? Эти вопросы задавались и раньше, но сегодня они звучат, как никогда громко.

Итак, все по порядку.

1. Иран

Западные державы действительно не хотят, чтобы Америка бомбила Иран. В отличие от них, этого хотят арабские соседи Исламской Республики, в соответствии с данными Wikileaks. Израиль на этот счет посылает противоречивые сигналы. В течение многих лет, те, кто пугают мир говорят, что Ирану остается всего несколько месяцев до создания ядерного оружия. Они ошибались в прошлом, и, может быть, снова не правы, но на этот раз Тегеран делает, по крайней мере, две вещи, необходимые для осуществления своей мечты — получения оружия массового уничтожения. Во-первых, он создает ракеты большей дальности и обогащает уран до опасного уровня. И все же больше шансов на то, что в 2011 году военных действий против Исламской Республике не будет, но к концу — все может перемениться.

2. Египет

Быстро растущее, но бедное население Египта хорошо осведомлено о своем снижающемся статусе в арабском мире. Эта тенденция совпала с правлением президента Хусни Мубарака, человека, который поддерживает стабильность в стране, но не вызывает теплых эмоций и доверия ни в своем народе, ни у его американских покровителей. В возрасте 82 лет он может править еще один срок после выборов этого года. Или он может выдвинуть на пост президента своего сына Гамаля. В любом случае, допустит ли он реальную конкуренцию, скажем, с Мухаммедом эль-Барадеи, бывшим главой МАГАТЭ? Так думают лишь немногие.

3. Саудовская Аравия

Незаметный для тех, для кого это королевство не является источником чего-то, кроме нефти и неприятностей, король Абдулла начал политику ограниченных реформ. Там уже есть университет, где совместно обучаются представители обоих полов, пара групп, защищающих права человека и формализованный процесс правопреемства. К сожалению, этот процесс выявляет массу недостатков, когда речь заходит от переходе власти от короля, которому уже 87 лет, к наследному принцу Султану, которому ни много ни мало 82 года и он тоже сильно болен. За ним идет принц консервативный 76-летний принц Наиф, тоже человек больной. Открытое обсуждение альтернатив находится в ряду реформ, которые еще не приняты.

4. Ливан

В Ливане очень часто происходят войны, и, когда там устанавливается мир, то, как правило, он сопровождается эпитетом «хрупкий». Просто, насколько хрупким он окажется после того, как Специальный трибунал Организации Объединенных Наций назовет имена тех, кто, согласно следствию, убил в 2005 году бывшего премьер-министра страны Рафика аль-Харири. В фокусе явно находится «Хизбалла», и она уже пригрозила возмездием, если начнутся аресты членов движения. Это станет проверкой в противостоянии воли прозападного правительства и проиранской оппозиции.

5. Израиль и палестинцы

Провал последних мирных переговоров, на сей раз из-за поселений, может быть просто возвратом к норме. Но с униженным палестинским лидером Махмудом Аббасом и Израилем, показывающим, что он не намерен никому уступать, даже Соединенным Штатам, к чему все это может провести? Зато при нынешнем раскладе в зоне палестино-израильского уонфликта у Ирана есть много причин для того, чтобы в 2011 году отвлечь от себя внимание. А помочь ему в это могут «Хизбалла», марширующая в Ливане, и ХАМАС, готовый открыть второй фронт против Израиля? Ситуация явно критическая.

Нити ближневосточной политики часто разрознены, но когда они спутываются вместе, результат зачастую бывает катастрофическим.