Лукашенко: экзамен перед историей мы выдержали достойно

В понедельник в Минске Александр Лукашенко дал пресс-конференцию по итогам состоявшихся президентских выборов. В пресс-конференции приняли участие более 750 белорусских и иностранных журналистов. За 2,5 часа президент Лукашенко ответил на десятки вопросов. Некоторые из его ответов мы представляем вашему вниманию.

Открывая пресс-конференцию, Александр Лукашенко поблагодарил белорусских граждан, отдавших за него свои голоса.

Это не просто поддержка Лукашенко. Белорусский народ сделал свой выбор – выразил волю и вотум доверия политическому курсу, нацеленному на дальнейшее строительство сильного и процветающего независимого государства. Но и проголосовавшие против – это тоже наши люди. Если они настроены на то, чтобы трудиться на благо нашей Родины, относиться к ней с добром, власть их всегда поддержит. Независимо от того, любят они эту власть или нет. Они имеют свою позицию, точку зрения и должны иметь полное право на ее выражение. Вчера мы вместе с миллионами белорусских граждан держали экзамен перед историей, Отечеством, перед будущим наших детей. И мы его выдержали достойно! Подчеркиваю: достойно, как бы кто-то ни оценивал наши выборы.

По требованию наших европейских, надеюсь, друзей, и не только европейских, мы нарушили всякие свои законы и законодательства, действуя по их указке. Но, как мне доложили, оказалось и этого недостаточно. Мы старались никому не давать поводов для упреков. Наверное, не везде все прошло гладко. Но, извините, писать в заключении, что подсчет голосов велся «организованно, но молча»? Слушайте, если это прочитают в Беларуси, а мы опубликуем это заключение, 10 млн человек и наши друзья будут хохотать! Мы что, кричать должны были при подсчете голосов?

По большому счету трудно сказать, что еще мы не сделали, чтобы президентские выборы в Беларуси соответствовали неким мировым стандартам?! Каковых, кстати, пока формально не существует, о чем я недавно говорил на саммите ОБСЕ в Казахстане.

Порой отдельные представители в миссии ОБСЕ забывают о том, что они приехали наблюдать за выборами. Не командовать, не оценки давать, если уж на то пошло. Еще раз подчеркну принципиальную позицию белорусского государства и мою лично: должны быть стандарты и критерии, по которым ОБСЕ, равно как и другие организации, граждане, должны оценивать тот или иной процесс. И здесь не должно быть никаких двойных стандартов. Вот есть 10 критериев – по этим критериям мы оцениваем выборы и на западе от Вены, и на востоке. Этого нет. Поэтому они приезжают, и как они это все представляют, так и пишут.

Всех кандидатов зарегистрировали, закрыв глаза на грехи и нарушения. Прямой эфир предоставили. Дебаты устроили. Больше половины кандидатов этим временем не смогли воспользоваться, потому что сказать было нечего. Дали возможность собирать подписи и вести агитацию, кто где хотел и как хотел. Они у нас и пели, и плясали, и ряжеными ходили. И чего только не говорили! А нас упрекают в диктатуре – при такой-то свободе слова!

Пустили в страну даже тех наблюдателей, кому въезд к нам по объективным причинам был запрещен. Прямо скажу, в эти дни, в этот месяц границ в стране не было: кто хотел, тот и ехал. Захотели наши негосударственные и, мягко говоря, не лояльные к власти СМИ вести прямую трансляцию с избирательных участков – пожалуйста, ведите. Поставили видеокамеры и подсматривайте себе днем и ночью. Были созданы все условия для того, чтобы честно бороться за власть, завоевывать симпатии избирателей.

Однако, по мнению Лукашенко, цели некоторых оппозиционных кандидатов заключались вовсе не в борьбе за симпатии избирателей, а в том, чтобы «создать картинку притеснения, ущемления, сделать себя жертвой».

Истерия у нашей так называемой оппозиции началась еще на стадии формирования избирательных комиссий. Мол, не включили их представителей. А кого включать? Когда изучили предложенные кандидатуры, так почти через одного, каждый второй – это лица, имеющие судимость.

Представьте себе, за «обеспечение победы» одного из кандидатов только на одном избирательном участке города Минска председателю комиссии предлагалось аж 50 тысяч долларов. Отрабатывались выделенные гранты. Ведь только на проплату так называемого альтернативного наблюдения и фальшивых опросов на выходе из избирательных участков некоторые лидеры оппозиции получили от зарубежных фондов сотни тысяч долларов.

И это еще не весь букет провокаций. Дошло до того, что сторонники отдельных кандидатов забирали с собой бланки бюллетеней, делали десятки копий фальшивок и пытались использовать их для получения доказательств о якобы массовой поддержке альтернативных кандидатов. При этом проведенные по горячим следам проверки не нашли ни единого доказательства таких «фактов».

Дал Александр Лукашенко оценку и беспорядкам, произошедшим в центре Минска в день выборов, а также действиям лидеров оппозиции.

– То, что попытались устроить вчера в Минске, – не демократия. Это бандитизм. Вандалы и погромщики потеряли человеческое лицо. Просто озверели. В любой цивилизованной стране такие действия безнаказанными не остаются. На Западе никто бы не стал церемониться с такими погромщиками. Водометы, резиновые пули, слезоточивый газ, массовые аресты дебоширов – и всё разметали бы в минуту. И мы это наблюдали недавно и наблюдаем постоянно в средствах массовой информации на Западе.

Наши правоохранительные органы терпеливо сносили беспредел молодчиков, до тех пор пока в ход не пошли взрывчатки, погромы и избиения граждан. Я предупреждал, в том числе и в этом зале, публично: революций и уголовщины в Беларуси не будет! Можете называть это какими угодно терминами. Главное – безопасность людей, спокойствие и порядок в стране.

Скажите, если бы я, как действующий президент и вновь избранный, вчера ночью не защитил свою страну? Ведь много не надо – всегда с этого начиналось. Надо было взять какой-то правительственный объект. И совершенно по-другому могла бы развернуться ситуация. Я уже не мальчик. Я уже это все видел в мире, и попыток было таких в нашей стране немало. Я это все понимаю, к чему это могло привести. Кто бы был виноват, кто бы был ответственен за это? Только президент. Потому что функция президента – обеспечить безопасность своих граждан. И никто меня сегодня из наших граждан, честных и объективных людей, не упрекнет за эту ночь.

Я всегда себя очень скверно чувствую после того, когда мне приходится задействовать во­енных людей. Я просил оппозиционеров: не провоцируйте, не инициируйте никаких драк, но если будут плевать в лицо – ответьте жесточайшим образом. И вы видели, как действовали военные: первый раз зашли, попытались эту толпу развернуть, утихомирить. Показалось, что вроде бы успокоились. Была дана команда выйти из этой толпы, предложено было разойтись. Нет, все эти альтернативщики, по которым сегодня стонет и страдает кто-то на Западе и на Востоке, опять повели толпу на штурм Дома правительства.

Скажите, как должен был действовать президент и силовые министры? Мы должны были защитить нашу страну и ее будущее. Для этого понадобилось семь с половиной минут.

Поэтому плакаться не надо. У нас есть Конституция, у нас есть закон. Мы строго по закону спросим с тех, кто учинил эти бесчинства, кто в них участвовал, и кто организовывал, и кто еще сегодня в бегах. Мы их обязательно найдем. Сидеть в тюрьме будут только в соответствии с решением суда и по закону. Я в тюрьму не сажаю. У меня есть только единственное право – помиловать человека.

Мы скоро напечатаем некоторые документы и посмотрим, как на это будут реагировать и те, о ком там речь, и те защитники, которые стоят у них за спиной. Все материалы будут опубликованы в самой массовой газете страны для того, чтобы белорусский народ окончательно посмотрел и на наших западных партнеров, и на эту так называемую оппозицию, и на альтернативных кандидатов.

Лукашенко напомнил о заявлениях некоторых альтернативных экс-кандидатов, в которых они дают негативную оценку произошедшим 19 декабря беспорядкам и рассказывают, что было на самом деле.

– Поверьте, их в подвалах НКВД не пытали. Они пришли и сами сказали: «Нам сорамна». Экс-кандидат в президенты Некляев находится в следственном изоляторе. Вы думаете, что мы «яго скралi i кудысьцi звезлi»? Нет. Виноват – отвечай. Но не надо говорить о Некляеве. Вы лучше у меня спросите про тех, кого они туда завели и спровоцировали. В основном там же пацанье. Зачем вы их туда повели? Поэтому вы лучше о них спросите. Но я вам на вопрос ответил: «спадар» Некляев находится в следственном изоляторе.

Всё, вчера «войны» в нашей стране закончились. Больше никакого попустительства, чтобы дестабилизировать обстановку в стране, не будет. Я вам это авторитетно заявляю.

Александр Лукашенко отметил, что 19 декабря граждане страны сделали свой выбор осознанно, взвешенно, имея на руках все аргументы за и против.

– Те, кто помнит, какой Беларусь была в середине 90-х, и видит, какой она стала теперь, говорит – это небо и земля. Получив в наследство нищую, доведенную до ручки страну, мы возродили новую, суверенную, независимую Беларусь.

Независимость из фигового листка декларации превратилась в политическую реальность. Экономика стала действительно национальной, работающей в интересах народа, а не придатком зарубежных корпораций. Возродилось село. Вышли на качественно новый уровень медицина и образование. Люди не подвергаются дискриминации ни по национальности, ни по вере, ни по языку, на котором говорят. Имеют стабильную работу, зарплату и уверенность в завтрашнем дне.

Потенциал народа огромен! Но его надо реализовать. Богатая, как в передовых странах мира, жизнь не упадет к нам с неба, и никто, кроме нас самих, не превратит мечту в реальность. Работать придется лучше и производительнее, чем сегодня.

Мы не будем действовать по заранее начертанному в чьих-то умах образцу. На международной арене, в Организации Объединенных Наций, мне это пришлось озвучить от имени Беларуси: мы выступаем за различные пути развития государств, своеобразие каждого пути. Поэтому мы будем делать и в политическом отношении, и в экономическом только то, что нужно нашему народу.

Еще раз хочу выразить сердечную признательность соотечественникам за сделанный выбор, за веру в то, что мы вместе построим новую сильную, богатую и независимую европейскую страну.