«Границ 1967 года» никогда не было?

«Границ 1967 года», этой мантры арабского мира для границ государства, которое намерены создавать на базе Палестинской автономии, никогда не было, говорит бывший посол Канады Алан Бейкер в исследовательской работе, подготовленной для Иерусалимского центра по связям с общественностью.

С тех пор как соседние арабские страны напали на Израиль в 1948 году, ставший независимым государством впервые за 2.000 лет, не было никаких границ, только временный военный рубеж, определенный в 1949 году как «линия перемирия». Ее установлением закончилась, по крайней мере формально, Война за независимость Израиля.

Однако арабский мир повторял термин «границы 1967 года» настолько часто, что он был принят как факт средствами массовой информации и большинством международных лидеров. Термин относится к линии прекращения огня 1949 года, с которой израильские вооруженные силы развернули наступление в начале Шестидневной войны 4 июня 1967 года. По логике, она должна называться «линией перемирия до войны 1967 года» или «Линией перемирия 1949 года».

Даже Бразилия, которая недавно решила «признать» Палестинскую администрацию на основе предполагаемых границ 1967 года, заявила в ходе прений в ООН по резолюции №242 от 1967 года о необходимости проведения переговоров по вопросу установления границ,

«Ее принятие не означает, что граница не может быть изменена в результате свободно заключенного соглашения между заинтересованными государствами. Мы постоянно держим в виду, что справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке обязательно должен основываться на безопасных и постоянных границах, добровольно установленных по взаимной договоренности и на основе переговоров соседних государств».

Алан Бейкер отмечает, что Иордания, которая также приняла ошибочный термин «границы 1967 года», заявила в ходе той же дискуссии: «Существует соглашение о перемирии Соглашение не зафиксировало границы;.. оно определило демаркационную линию. Соглашение не дает оценок о правах политического, военного или иного характера».

«Таким образом, я не знаю ни одной территории;. я не знаю ни одной границы, я знаю о ситуации, замороженной Соглашением о перемирии», — отмечает Бейкер.

Хотя «границы 1967 года» обозначают линию разделения, они не имеют в своей основе истории, права или некоего факта», — поясняет Бейкер. – Соглашение 1949 года о перемирии, в частности, указывает, что эта линия не имеют никакого политического или юридического значения и не наносит ущерба будущим переговорам о границах».

«Нет положений ни в одном из соглашений, подписанных между Израилем и палестинцами, которые требуют отхода к «границам 1967 года». Никогда не существовало никаких географических императивов, которые освящали бы линию перемирия 1967 года «, — добавляет бывший посол.

«Линии перемирия» 1949 года были определены в соглашениях, подписанных Израилем, Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном. Они не были границами», — подчеркивает Бейкер. — Линии перемирия представляли собой не более чем линии развертывания сил в день, когда было объявлено о прекращении огня …. Эти линии были нанесены на карту, приложенную к соглашению о перемирии, с помощью зеленого маркера, именно поэтому они получили название «зеленой черты».

«Совет Безопасности в своей резолюции подчеркивал временный характер линий перемирия, которые в границы должны были быть установлены во время перехода к прочному миру в Палестине», — добавляет дипломат.

В соглашении о перемирии говорится, что «основной целью демаркационных линий является очертить рубежи, за которые вооруженным силам соответствующих сторон запрещается заходить. Положения настоящей статьи не должны толковаться как наносящие ущерб, в любом смысле, до окончательного ой политического урегулирования между сторонами настоящего Соглашения», — цитирует документ Бейкер.

«Демаркационные линии перемирия, определенные .. настоящим Соглашением, согласованы сторонами без ущерба для будущих территориальных поселений или пограничных линий или для предъявления претензий любой из сторон».

Бейкер также цитирует судью Стивена Швебеля, бывшего президента Международного Суда, который в 1994 году заявил, что «Соглашение о перемирии 1949 года прямо сохранило территориальные претензии всех сторон и не претендует на окончательное установление границы между ними».

Нынешняя арабская кампания, направленная на признание Палестинского образования в соответствии с так называемыми «границами 1967 года» по иронии судьбы часто основывается на часто цитируемой резолюции ООН № 242. Это резолюция, которую отметил Бейкер, подчеркивает в своем самом первом пункте «… уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном регионе и их право жить в мире в пределах безопасных и признанных границах, не опасаясь угроз или применения силы».

Палестинская администрация приняла в предыдущих соглашениях концепцию о том, что границы будут обсуждаться, но в арабском мире «дипломатическая война на истощение» практически стерла это восприятие в СМИ и в международном сообществе.

В 1993 году соглашение, подписанное Арафатом, прямо говорит о том, что есть, «… неурегулированные вопросы, в том числе:. Иерусалим, беженцы, поселения, меры безопасности, границы, отношения и сотрудничество с другими соседями, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес».

Палестинская администрация в последние несколько месяцев призывает к «переговорам», но на самом деле, требует, чтобы Израиль признал так называемые «границы 1967 года» без проведения переговоров. Но эта линия, как отмечается в работе Бейкера, показывает, что у этой так называемой границы нет никакой юридической или исторической основы.