Старого Батьки больше не будет

Белоруссия пойдет к рынку под тем же мудрым руководством, под которым много лет от него уклонялась.

Батька Лукашенко вновь победил на президентских выборах. Коктейль из жидкости для промывания мозгов, смешанный с административным ресурсом и силовым фактором, оказался Беларуси вполне подходящим напитком. Никакой цветной революции не свершилось. Белорусский президент, похоже, просидит в своем кресле еще достаточно долго. Вот только будет ли это тот самый Лукашенко, к которому все уже так привыкли?

Незадолго до выборов пришла информация, свидетельствующая о том, что Батька сошел вдруг с ума. Нет-нет, он не признал Абхазию с Южной Осетией и не построил трансатлантический трубопровод для экспорта белорусского молока в Венесуэлу. Он совершил более экзотический поступок. Александр Григорьевич с энтузиазмом взялся за приватизацию госсобственности и за распродажу милой отчизны иностранным капиталистам.

Доходы от разгосударствления за 2011 год должны быть в три раза больше, чем обычно. С молотка пойдут такие промышленные гиганты, как МАЗ, БелАЗ, Минский тракторный, Новополоцкий «Нафтан» и даже самая прибыльная компания страны «Беларуськалий». Некоторые предприятия включены в программу приватизации по совету – о ужас! – Международного валютного фонда.

Как мог так поступить сей гигант антибуржуазной мысли и отец (в смысле, Батька) народной демократии? Как мог он опуститься до вульгарного перехода от государственной собственности к частной? Как мог он предать доверие всех коммунистов от вечно живого Зюганова до почти уже неживого Ким Чен Ира? Ведь критики рыночных реформ много лет ставят всем в пример именно успехи Беларуси, поскольку на успехи Северной Кореи даже они кивать не решаются.

Ставят, ставят… И вот – фиаско. То ли белены Батька объелся, то ли ксендзы охмурили ясновельможного пана президента?

На самом деле, все проще. Ничем Александр Григорьевич не объелся. Напротив, сел на диету. Россия перестала поставлять в Беларусь халявные энергоносители, и у Лукашенко мигом образовался большой дефицит внешней торговли. С января по октябрь – почти $7 млрд. Это, кстати, в два с лишним раза больше, чем все планируемые доходы от приватизации в 2011 году. Где Батька будет брать деньги, чтобы кормить и согревать свой народ, одному богу известно. А ведь Россия в обозримой перспективе, скорее всего, снова поднимет цену на газ. Что же касается экспортной пошлины на нефть, то она уже выросла в декабре.

Правда, согласно недавней договоренности Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым, эти пошлины в 2011 г. должны быть отменены в рамках работы по созданию единого экономического пространства (ЕЭП). Однако насколько можно сейчас судить, эта договоренность поможет лишь сделать нефть сравнительно дешевой для внутреннего потребления белорусов. На внешней же границе ЕЭП пошлина все-таки будет взыматься с нефтепродуктов, производимых белорусскими нефтеперерабатывающими заводами, а затем перечисляться в российский бюджет. Таким образом, исчезает одно из важнейших условий белорусского «экономического чуда» – спекуляция энергоносителями, то есть приобретение нефти в России по заниженным ценам в сочетании с продажей нефтепродуктов по ценам мирового рынка.