Дипломаты США — шпионы госдепа

От американских дипломатов требуют шпионить за своими коллегами по ООН, в том числе за генеральным секретарем Пан Ги Муном и сотрудниками его аппарата.

Называется документ вполне невинно — «Требования к отчетности и сбору информации: Организация Объединенных Наций». Но содержание секретной депеши от 31 июля 2009 года — одного из самых скандальных посольских документов, опубликованных на настоящий момент, — вовсе не безобидно: на 29 страницах госдепартамент Соединенных Штатов требует от своих дипломатов шпионить за коллегами по ООН, включая высшее руководство организации.

Инструкции по шпионажу были направлены в представительство США при ООН в Нью-Йорке, а также разосланы в 30 посольств страны по всему миру, начиная с Аммана, Берлина, Парижа и Лондона и заканчивая Загребом. Документ за подписью госсекретаря Хиллари Клинтон представляет собой «Национальный план агентурного сбора информации» (National Humint Collection Directive), который до сих пор старались не афишировать.

Грань между работой дипломатов и представителей спецслужб всегда была тонка. Дипломатический корпус собирает информацию легальным путем и анализирует ее, создавая фундамент для собственной внешней политики. Спецслужбы внедряют агентов и «работают с источниками», по возможности не привлекая к себе внимания. И действуют зачастую на грани закона и даже переступая эту грань.

Если следовать такой классификации, получается, что Госдеп наряду с дипломатической деятельностью берет на себя функции спецслужб, и соответствующие «директивы» прописаны в «Национальном плане агентурного сбора информации» от Хиллари Клинтон. Вашингтон стремится узнать все даже о генеральном секретаре ООН Пан Ги Муне. Полученные сведения явно передавались ЦРУ или другим американским спецслужбам.

Поручение подслушивать и подглядывать Клинтон обосновывает просто: большая часть сведений, используемых спецслужбами, стекается со всего мира в виде донесений сотрудников Госдепа.

Американское представительство при штаб-квартире ООН интересуют самые разные темы. В списке «приоритетных» по состоянию на июль 2009 года на первом месте оказался «Дарфур/Судан», опережающий даже «Афганистан/Пакистан», а также Сомали, Иран и Северную Корею. К ним добавляются восемь «постоянных ключевых тем», таких как реформа Совета безопасности ООН, Ирак, мирный процесс на Ближнем Востоке, права человека и военные преступления.

Подобные методы являются нарушением всех правил ООН. Недопустимость шпионской деятельности закреплена в «Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций», а также в Венской конвенции о дипломатических сношениях. Вдобавок в 1947 году США подписали с ООН двухстороннее соглашение, согласно которому никакие действия под прикрытием не допускаются. И все же, хотя этим договоренностям не один десяток лет, сомнительная побочная деятельность дипломатов до сих пор, похоже, мало кого смущала. Прослушка в ООН стала «своего рода традицией», признал бывший генеральный секретарь организации Бутрос Бутрос-Гали.

«Национальный план агентурного сбора информации» — первый официальный правительственный документ, формально подтверждающий, что администрация США пользуется темными методами. После его обнародования американским дипломатам будет непросто отрицать свою побочную деятельность: cлишком подробно, слишком исчерпывающе показано, что именно представляет интерес для американской внешней политики.

Так, применительно к Ирану список пожеланий открывают «планы и намерения генерального секретаря ООН и его непосредственных подчиненных». Следом идут «особые намерения Великобритании, Франции, Германии и России».

От подручных американской разведки требовалось разузнать, как Пан Ги Мун и сотрудники генерального секретариата ООН относятся к Ливану, к иранской атомной программе или к проблеме Гаити, а также об их позициях по отдельным вопросам — например, как быть с террористическими группировками.

Заявленные требования выходят далеко за пределы заурядного дипломатического интереса. Так, Хиллари Клинтон желает получить «биографические и биометрические данные постоянных представителей в Совбезе ООН, а также сведения об их отношении к своим правительствам», включая информацию о возможных «разногласиях между дипломатическими миссиями и соответствующими столицами». Итак, отпечатки пальцев французских дипломатов, рост и объем груди китайцев, фотографии сетчатки россиян?

Как следует из документа, похожие пожелания предъявляются и в отношении постоянных представителей «Группы 77» — развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также неприсоединившихся государств-членов ООН, «прежде всего, Китая, Кубы, Египта, Индии, Индонезии, Малайзии, Пакистана, Южной Африки, Уганды, Сенегала и Сирии».

Особенно госдепартамент заинтересовался оборудованием внутренней связи в комплексе ООН. В своих пожеланиях Клинтон указывает, что хочет знать не только все о самих телекоммуникационных системах, но и целый ряд «цифровых» подробностей о «планируемых обновлениях, мерах безопасности, паролях, личных кодах шифрования-дешифрования». Это понятно: соответствующая информация может облегчить работу американского «ведомства подслушивания», АНБ, специализирующегося на прослушке телефонных переговоров, проникновении в компьютерные базы и почтовые аккаунты.

Инциденты с использованием современных технических новинок в ООН периодически повторяются. В 2004 году бывший британский министрмеждународного развития Клэр Шорт вызвала скандал, признав в одном интервью, что разведслужбы на регулярной основе прослушивают переговоры высокопоставленных дипломатов ООН, включая генерального секретаря. Клэр Шорт заявила, что лично видела стенограммы перехваченных разговоров Кофи Аннана.

Громкую известность снискала и кампания британских спецслужб, проведенная в преддверии войны в Ираке. По настоятельной просьбе АНБ они, как предполагается, подключились к телефонным линиям ряда членов Совета Безопасности ООН, чтобы выяснить, как дипломаты будут голосовать по резолюции против режима Саддама Хусейна.

Несколько раз технические специалисты обнаруживали в здании ООН «жучков». В апреле 2006 года рабочие, обслуживавшие электронное оборудование, наткнулись на систему прослушки в женевском Дворце наций, в зале C 108. Стоимость технического комплекса была оценена в 65 тыс. евро. Аналогичное оборудование «обезвреживали» и до этого, в 2004 году. В ремесле дипломатов и агентов есть кое-что общее: улик не оставляют ни те, ни другие. Как в случае с прослушиванием разговоров Кофи Аннана, так и с «жучками» в Женеве никаких указаний на «принадлежность» оборудования найти не удалось. Однако на этот раз дело обстоит иначе.

Тем не менее госсекретарю Хиллари Клинтон вряд ли стоит опасаться серьезных последствий — все стороны слишком озабочены сохранением лица. Даже генеральному секретарю ООН дипломатическая выдержка до сих пор не отказывала.

В 2004 году, после обнародования информации о шпионской афере с прослушкой, Кофи Аннан позвонил постоянному представителю Великобритании при ООН Эмиру Джонсу Пэрри. Если информация окажется верной, отметил Аннан, избрав самую что ни есть слабую форму для выражения своего возмущения, он будет «разочарован».

АППЕТИТЫ ГОСДЕПА

Американским дипломатам следует как можно больше разузнавать о тех, с кем им приходится вступать в контакт. В частности, интерес представляют:

-названия представительств и организаций, имена, точные наименования должностей;

— номера стационарных и мобильных телефонов, пейджеров и факсов; списки контактов, например, из телефонной книжки или почтовой программы;

-номера кредитных карточек и карт часто летающих пассажиров, графики встреч и прочие конфиденциальные сведения.

Во многих случаях информационный голод проявляется и того острее. И тогда объектом интереса становятся также биометрические данные и пароли доступа к защищенным ресурсам.