Путин: кто вас назвал лучшим министром финансов?

Владимир Путин — Алексею Кудрину: «Кто вас назвал лучшим министром финансов в мире?» Премьер засомневался в итоговых цифрах бюджета-2010 и решил проверить, кто лучше считает — Минфин или Минэкономразвития

Год катится к концу и пора бы уже подбить его итоги. Особенно в том, что касается денег. Этим в субботу, 18 декабря, и занялся Владимир Путин, вызвав, как это называется на чиновничьем языке, «на рабочую встречу» министра финансов Алексея Кудрина.

Министр был деловит и оптимистичен.

— Владимир Владимирович, бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются вполне успешно, — радужно начал рапорт Кудрин. — Доходы субъектов выросли на 13% или на 666 миллиардов рублей! Например, налог на прибыль вырос на 45%. Эта прибавка дала субъектам 434 миллиарда рублей. Поступление акцизов выросло на 34%. Это дало субъектам еще 75 миллиардов. Росли налог на доходы физических лиц — на 6%, налог на имущество — на 10%…

— И как Минфин на это реагирует? — заинтересовался Путин.

— Мы, конечно, просили субъекты консервативно планировать этот год, — сообщил экономный Кудрин. — Поэтому у них есть даже избыток на счетах… Дефицитные бюджеты оказались только у 15 регионов. В прошлом году за 11 месяцев их было 24… Но есть один показатель, по которому мы чувствуем напряжение – субъекты сократили инвестиции на 9%.

В общем, если расшифровать эту бухгалтерскую поэму, можно сделать такой простецкий вывод: от регионов требовали затянуть ремни и не тратить лишнего. Потому они мало денег пустили в дело, за то много сэкономили. И это — бальзам на сердце министру финансов. Но, судя по всему, не премьеру.

— А как вы оцениваете исполнение федерального бюджета в целом? — спросил Путин.

— Исполнение бюджета идет даже выше запланированного по доходам. У нас поступит примерно 225 миллиардов рублей дополнительно. Но я всегда оговариваюсь, когда мы говорим про дополнительные доходы.

— Я знаю, — улыбнулся Путин, видимо, припомнив, что о бережливости Кудрина в коридорах правительства ходят легенды.

— Дефицит еще пока высокий, и мы с ним должны считаться, — почувствовал министр настроение премьера, но, похоже, решил до последнего отстаивать свою правоту. — Любой дефицит для России свыше 2% считаем чрезмерным. В этом году увеличение доходов позволит снизить дефицит с последней нашей оценки 4,6% примерно до 4,3%.

— Вы знаете, прогноз дефицита бюджета у ваших коллег из других ведомств более благоприятный – 3,5-3,8%, — возразил Путин.

— Да, я думаю, что они ошиблись, — продолжал упираться Кудрин. — Мы даже думали, что это будет 5,3%! С учетом поступления доходов и того, что министерства и ведомства дадут экономию или не используют все средства, это все дает оценку 4,3%.

И тут премьер не выдержал:

— Алексей Леонидович, кто вас назвал лучшим министром финансов в мире?

После подобного вопроса любого чиновника пробил бы холодный пот. Но Кудрин отчеканил:

— Это журнал «Euromoney».

— Это оценило экспертное сообщество за год, резюмировал Путин. — Давайте посмотрим по результатам вашей дискуссии с коллегами: кто у нас лучше — Минфин или Минэкономразвития? Кто точнее считает?