Скромный оскал российского капитализма

Больше месяца назад, в самом конце июня, президент выступил с Бюджетным посланием.

Перед весьма ограниченным кругом слушателей.

И не очень публично.

О дате и времени этого события было объявлено заранее.

Но напрасно заинтересованные телезрители щелкали каналами в надежде увидеть прямую трансляцию. Наиболее близкое по теме, что можно было увидеть, – прямая трансляция какой-то пресс-конференции, на которой министр наших финансов прямо и непосредственно объявил, как о свершившемся факте, о скором повышении пенсионного возраста.

Кто, с кем, когда принял это решение – осталось неясным, но решимость министра сомнений не оставляла. Подобные заявления делают в двух случаях – либо не надеются сами дожить до пенсии (что вряд ли), либо уверены, что долго и счастливо проживут без пенсии (что как минимум самонадеянно и наивно).

Но вернемся к президенту и его Бюджетному посланию.

В отличие от ежегодного послания Федеральному собранию, посланию Бюджетному в наших СМИ уделяется намного меньше внимания, а говорливые «единороссы» не спешат тезисы послания развивать и ими гордиться.

А напрасно. Именно в Бюджетном послании наиболее явно проступают все скрытые желания верхушки властной вертикали, все затаенные комплексы и подлинные мечты. Именно там можно без труда отыскать неосторожные признания и фрейдовские оговорки (как сказал Путин, правда, несколько по другому поводу).

Темы, которые в той или иной степени касаются бюджетного процесса, требуют особо тщательного подхода в раскрытии. Иначе непременно выпятятся многие противоречия и несостыковки.

В этот раз таких противоречий и несостыковок, на мой взгляд, было особенно много.

Итак, по порядку.

Первый раздел послания, в котором подводятся основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года, можно смело опустить. Там нет ничего интересного.

Так, набор штампов о том, как удачно и эффективно президент и правительство справились с кризисом. Правда, фиксируется факт неизжитой зависимости экономики страны от конъюнктуры сырьевых рынков. Но позже (в следующем разделе послания) выводы из этого тезиса делаются вовсе нелогичные, хотя и ожидаемые.
——————————

Во втором разделе «Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу» президентом поставлено пять задач. Как уже отмечалось,

Бюджетное послание требует конкретики, поэтому красивые слова-обертки не спасают.

В рамках первой задачи (обеспечение макроэкономической стабильности) Мед­ведев смело объявил (а СМИ растиражировали) требование о двукратном снижении к 2013 году дефицита бюджета. О том, как сам президент относится к этой задаче, можно судить по указанной дате – она явно за пределами срока его правления. Может быть, таким образом Медведев хочет убедить нас в том, что он продолжит оставаться президентом и в 2013 году, и далее. Только нам бы хотелось более весомой аргументации.

И здесь же сделан тот самый нелогичный вывод из тезиса о сырьевой зависимости российской экономики: «В средне­срочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти».

Как в подобных случаях «единороссы» говорят о советском времени – «это мы уже проходили». Пять лет собирали деньги в кубышку, рассказывали сказки о подушках безопасности и островках стабильности, а затем в течение одного года большую часть резервов разогнали. Причем не очень понятно, куда разогнали. По факту приходится констатировать, что банковская система зажила еще лучше, у олигархов и простых миллиардеров с миллионерами состояния поудваивались, а для остальных – замораживание (в лучшем случае) зарплат, повышение тарифов, массовая безработица и новые дырочки на и без того донельзя затянутых поясах.

Впрочем, может быть, президент здесь просто открытым текстом говорит о том, чтобы народ на свою долю национального богатства не рассчитывал – никто ничем делиться уже не собирается.

Вторая задача – координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования – на мой взгляд, обсуждению вообще не подлежит. Как можно говорить о стратегическом планировании, если Минфин России не стесняется признаваться в том, что и с текущим-то (на один финансовый год) справиться не может. Федеральный бюджет перекраивается по два-четыре раза в календарном году. Коммунисты в Госдуме при каждом внесении таких изменений пытаются достучаться до умов если не законопослушного парламентского большинства, то хотя бы до их начальников.

Тщетно. Так что задача эта сродни маниловским прожектам и объявлена исключительно для красного словца.

Третья – обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Ну здесь понятно – очередная реклама 83-го Закона, к исполнению которого даже самые социально близкие к дуумвирам министры относятся крайне наплевательски – по меньшей мере ни одного сколь-нибудь значимого подзаконного акта пока свет не увидело. А ведь впереди длинные отпуска и каникулы, по окончании которых надо будет и бюджет принимать, и госзадания новообразованным АУ и БУ формировать.

Четвертая задача – из числа тех, которыми президент на определенном этапе своего правления увлекается. В последние месяцы такой идеей стали инновации, материализовавшиеся в решение о строительстве сколковской пилорамы.

Правда, здесь президент сказал о необходимости постепенного сворачивания вынужденных антикризисных мер. Придворные аналитики сразу же за этот тезис уцепились, стали говорить о смене приоритетов, о формулировании принципиально другой, отличной от путинской, модели экономического развития. По моему же мнению, все гораздо проще. Свободные деньги кончились, вот и «поддерживать» пострадавшие от кризиса монополии стало нечем. Вот, ужо, первую-то задачку выполним, и можно будет снова задумываться об «антикризисных мерах».

Здесь же нельзя не обратить внимания на сроки выполнения задачи: «…в ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций». Ну, во-первых, Медведеву у власти осталось находиться меньше двух лет, а с учетом того, что задача ставится с 2011 года, то и вовсе один. Во-вторых, отводить три года только на обеспечение каких-то подходов в области инноваций – значит ничего не хотеть. Отрасль эта слишком динамичная. Через три года сформированные подходы снова придется менять, и так – до бесконечности.

Ну и пятая задача – повышение качества человеческого капитала – сформулирована лаконичнее всех прочих, содержит только общие слова и благие намерения. При этом почему-то поминаются национальные проекты. К чему бы это?…
———————

В третьем разделе Бюджетного послания «Основные приоритеты бюджетных расходов» конкретики уже больше. Здесь, правда, не задачи ставятся. Ключевые вопросы формулируются. Но как формулируются.

Надо полагать, самым важным, по мнению президента, является вопрос (приоритетный) «повышения эффективности социальной защиты населения».

Заметили, как сформулировано. Ключевое слово – «эффективности». То есть речь идет не о повышении размера социальных расходов, а, напротив, об их фактическом уменьшении. Ни Мед­ведев, ни Путин, ни кто-либо иной из их окружения давно уже не скрывают того, что эффективность бюджетных расходов они понимают крайне однобоко и исключительно однозначно – как бы сбросить с федерального бюджета (в идеале – вовсе, а не получится – на местный или региональный уровень) как можно больше проблем, связанных с финансированием этих самых социальных трат.

Далее в первом направлении дословно говорится следующее: государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций». Фраза только на первый взгляд проходная и штампованная. Ключевым в ней является слово «законодательно». С учетом заданного общего направления на повышение эффективности расходов это может означать внесение изменений в законодательство. Разумеется, в части «оптимизации» разного рода льгот и выплат. К этой же теме президент возвращается и в четвертом разделе послания. И там уже недвусмысленно дает понять, что льготы (прежде всего налоговые) будут отменяться.

О том, каким образом повышение эффективности расходов будет достигаться, можно догадаться из следующего пассажа: «Система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума…» Вот те на! Нас-то убеждают, что таковых почти не осталось (стараниями Путина, Медведева, Голиковой и еще нескольких, менее пропиаренных, фигур). Если же серьезно, то многие пенсионеры уже с этого года почувствовали на себе, чем подобная забота может обернуться. Всего-то надо довести доходы самых бедных граждан до величины официального прожиточного минимума, потом этот минимум максимально возможно занизить, а также занизить и величины официальной инфляции (чтобы размер прожиточного минимума сильно корректировать не пришлось). И все. Можно отчитаться о победе на фронтах борьбы с бедностью, бывших бедных объявить состоятельными и с чистым сердцем отказаться от заботы о них. Это и будет повышением эффективности социальной защиты населения.
———————-

Второй приоритет, если честно, выглядит просто издевательским. Уже само его название «Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих» ничего хорошего не предвещает.

Работникам бюджетной сферы под завывания о мировом финансовом кризисе (ставшем, между прочим, золотым для отечественных и забугорных олигархов) было объявлено о замораживании зарплат. Причем регулярно повышать оклады и пенсии самой обездоленной части российского чиновничества – так называемым государственным служащим – мировой кризис почему-то не помешал.

В течение всего 2009-го и первых месяцев 2010 г. и премьер, и министр финансов осторожно и явно нехотя говорили о возможности индексации зарплат бюджетников в конце текущего года. Президент на этих разговорах (а вместе с тем и на ожиданиях бюджетников) решительно поставил жирный крест и не менее жирную точку.

Повышения следует ожидать не раньше июня (фактически – июля) следующего года.

Стипендии студентам – с 1 сентября. О размерах вероятного повышения президент скромно (или цинично) умолчал. Но вряд ли оно будет существенно выше обещаемого подарка военным – аж на 6,5 процента (с 1 апреля).

С военными вообще получается странно. Если верить официальным данным о том, что среднее денежное довольствие офицеров сейчас составляет около 20 тыс. руб., то добавка составит аж 1300 руб. Фактически, конечно же, будет меньше, так как повышены скорее всего будут дол­ж­ностные оклады и, может быть, оклады по воинским званиям, но не все надбавки и доплаты исчисляются из окладов денежного содержания. И это за два года. Даже названную максимально возможную сум­му еще в начале 2010 года сожрал рост коммунальных тарифов и аналогичных платежей. То есть «щедрый» подарок с барского плеча не возместит и половины потерь от инфляции.

Но здесь есть и еще одна сторона, о которой ни президент, ни премьер, ни министр обороны вспоминать не любят. Дело в том, что к указанной дате количество офицеров, получающих офицерскую зар­плату, будет исчисляться несколькими десятками тысяч. Уже к концу 2010 года планируется более половины действующего офицерского корпуса сократить – выгнать на улицу, перевести на сержантские дол­жности, на должности гражданского персонала и т.п. То есть, как ни крути, а в абсолютном выражении расходы на выплату денежного довольствия должны сократиться кратно. Если полученную экономию направить на повышение денежного довольствия тех, кто останется, то его размер можно увеличить вдвое, ну, или как минимум процентов на 60–70. А тут – в 10 раз меньше! Естественно, возникает вопрос: куда и кому пойдет полученная экономия? Только не надо рассказывать о перевооружении и прочих модных тенденциях – по тем статьям бюджетной классификации предусматривается рост, несопоставимый с ростом денежного довольствия.
————————-
Еще интересней с военными пенсионерами. Я, например, уже давно замечаю, как премьер морщится только при упоминании этой категории граждан. Две недели назад он, правда, с видом благодетеля объявил о повышении прибавки к военным пенсиям аж на 760 руб. (что лейб-журналисты тут же назвали четырехкратным повышением).

Когда – не сказал. В переводе на советские деньги это примерно пятерка. Судите сами, как должны оценить военные пенсионеры подобную заботу. С 1 апреля – если денежное довольствие военных будет-таки повышено – пенсии снова подрастут. У меня, например, рублей на 300–400 (максимум).

Понятно, что объявленные даты проявления очередной заботы о своих гражданах прозрачно намекают на грядущие выборы. Но неужели они всерьез думают, что после таких подачек хоть кто-то из тех, в ком остался гран самоуважения, отдаст свой голос за такую партию («ЕР»), такого премьера и такого президента?!
———————

Здесь же озвучена еще одна, наиболее пропагандируемая в последние недели, президентская инициатива. О сокращении количества чиновников на 20 процентов. На первый взгляд вроде бы инициатива здравая. Правда, никто в нее не верит, но к такому неверию даже чиновники уже привыкли. Но те детали, которыми эта идея «обложена» в Бюджетном послании, и вовсе делают ее виртуальной.

Во-первых, президент не объявил о сокращении (не то что Кудрин о повышении пенсионного возраста). Он всего-навсего предложил правительству «рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения их численности…». Формулировочки выглядят уж очень осторожно и верноподданнически.

Во-вторых, на сокращение численности отведено три года (считая с 2011-го). То есть чиновники будут отчитываться о своем сокращении уже перед другим президентом. А уж тот сделает все, чтобы народ забыл об инициаторе сокращения (если что-то и получится).

В-третьих, об этом, конечно, не сказано, однако может предполагаться. Изобретательность нашего чиновничества (особенно когда вопрос касается собственного выживания) достойна изумления. В этом же случае ничего и придумывать не придется. За отведенное время совершенно спокойно можно будет добиться увеличения штатов на те же 20 процентов, новые должности не комплектовать, затем – в 2014 году – исключить их из штатного расписания и… оставить себе половину фонда оплаты труда по сокращенным должностям (о том, что до 50 процентов экономии бюджетных средств будут оставаться в распоряжении федеральных органов государственной власти, прямо сказано в послании). Таким образом, вместо реального сокращения чиновничества и экономии на государственных расходах по факту может получиться неявное повышение уровня оплаты их труда. Как минимум процентов на 10 каждому чиновнику.
————————-

Третий приоритет – «Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания» – можно смело пропустить. Ничего нового там нет – перетираются банальные призывы к тому, чтобы быть здоровым и богатым, да опять упоминаются национальные прожекты.
——————-

На четвертом месте по приоритетности президент видит обеспечение обороноспособности страны.
Про так называемую индексацию денежного довольствия говорилось выше.
Теперь о двух других направлениях в рамках этого приоритета.
Президент (вслед за премьером и в унисон с ним) ничтоже сумняшеся обещает: к концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем. Как, не говорит.

У народа поневоле возникает законный вопрос: если эти правители даже ветеранов войны (которых – нуждающихся – в несколько раз, если не на порядок меньше) к сроку обещанным жильем обеспечить не смогли, то, почему с офицерами и прапорщиками должно получиться по-другому?

Возможно, я ошибаюсь. Более того, очень хотелось бы ошибиться. Но пока единственным реальным способом выполнить названные президентом обязательства является передача военных городков на баланс органов местного самоуправления.

Дело в том, что по существующим правилам уволенный военнослужащий, проживающий на территории закрытого военного городка, считается нуждающимся в жилье. А вот проживающий на территории муниципального поселения – уже нет. Не так давно Сердюков объявил о том, что к концу года в ведении МО останется менее 200 военных городков из 8000. Что-то мне подсказывает, что эти два события окажутся взаимосвязанными.

Теперь о перевооружении.

Никто не станет спорить – перевооружение нужно. Только вот вопрос: а кто будет новую технику осваивать, эксплуатировать, кто на ней будет воевать? Офицерский корпус специалистом по мебельной торговле успешно развален и разогнан (оставшиеся разбегутся при первой возможности, как только узнают, как намерено с ними обойтись верховное начальство)? Сержанты и срочники-годичники к эксплуатации сложных систем не готовы и не готовятся. Гражданский персонал? Да они же тоже бюджетники!

Им тоже зар­плату два года не повышали, и перспективы безрадостны. Если кто из них и придет в воинские части и соединения, то вряд ли это будут те, кто сможет что-нибудь эффективно освоить.

Да и что называть «переоснащением войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники» (так сказано в послании)? Если покупку импортных беспилотников и кораблей – то вряд ли. Во-первых, никто не будет продавать потенциальному противнику (а Россию все всегда, кроме нескольких по-настоящему братских стран, считают потенциальным противником, причем не агрессором, а жертвой) новейшее и совершенное. Во-вторых, любой продавец в подобной ситуации постарается впаять в проданную технику что-нибудь этакое – чтобы можно было при необходимости это оружие дистанционно вывести из строя.

Вероятность же разработки отечественных образцов – после неожиданного и самодовольного заявления Медведева о сокращении перечня стратегических предприятий – вообще стремится к нулю.
———————-

Про реформу органов внутренних дел (пятый приоритет) вообще сказано походя – только о переходе на финансирование за счет средств федерального бюджета. Видимо, все другие (в том числе и финансовые) проблемы в МВД уже решены…
————————-

В качестве шестого приоритета определено развитие транспортной инфраструктуры. Полезной информации тоже немного. Разве что осторожный намек на создание дорожных фондов. Положение дел в этой отрасли оценивать рано – посмотрим, как Кудрин обойдется с акцизами и транспортным налогом, как быстро и кому будут переданы (отремонтированные, между прочим, за счет бюджетных средств) в частную собственность федеральные магистрали.
—————————

Из текста, изложенного при характеристике седьмого приоритета (Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики) можно сделать осторожный вывод, что в ближайшей перспективе львиная доля бюджетных ассигнований, в том числе и грантов, будет направляться тем, кто красивее других расскажет, что он – инноватор.
——————————-

Предельной конкретики, конечно же, ожидали от тезисов четвертого раздела Бюджетного послания – того, где определяются основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы. Но этот раздел оказался, на удивление, бедным на новации. А то, что туда попало, может вызвать в лучшем случае сомнение в целесообразности, в худшем – полное недоумение.

Всего определено восемь ключевых направлений.

Из них первые три направления зациклены, естественно, на инновациях и преференциях для организаций, занятых в создании объектов интеллектуальной деятельности.

Ничего нового президент не сообщил. Предполагается дальнейшее облегчение налогового бремени для организаций соответствующих отраслей – снижение ставки страховых взносов до 14 процентов (в то время как остальные будут платить 34), несколько мер по снижению налоговой базы по налогу на прибыль. И конечно Сколково.

Об всем этом говорено-переговорено. И повторяться не имеет смысла.

Обратим внимание только на следующее. Президент с какой-то необыкновенной энергией рвется обеспечить стране прорыв в области инновационных технологий. Но, что именно мы получим в результате – так и не сознается. Многочисленные рекламные репортажи и телеочерки наводят на грустные размышления о том, что все это забавно – и не более. Показывают какие-то дополнительные примочки и изобретения для развлечения, для игрушек, для отдыха. Каким образом разработка нового программного обеспечения для игровых приставок или проигрывателей может улучшить жизнь крестьян в далекой сибирской или астраханской деревне – ума не приложу.

Каким образом Сколково должно повысить ВВП (валовой внутренний продукт, а не премьера) в общем-то понятно: цены на объекты интеллектуальной деятельности нередко определяются по правилу пол–палец–потолок, плюс внутренние обороты.

А вот задумывался ли кто-нибудь из наших демиургов и гуру российских финансов, что будет, если в США на неделю выключить свет? И какие результаты (в частности ВВП) покажет Америка по итогам года?

Конечно, айфоны с айподами штучки прикольные и интересные. Только в голодный год их будут продавать на вес и пачками.

И не надо обвинять меня в ретроградстве и приземленности. Просто если президент сам констатирует определенный недостаток финансовых ресурсов, то бездумное их аккумулирование в одной из отраслей может быть осуществлено только за счет ухудшения финансового состояния хозяйствующих субъектов в других отраслях.

Другими словами, для того, чтобы развивать Сколково, надо на несколько лет забыть о проблемах сельского хозяйства, производства бытовых приборов, инструмента, инвентаря, да и о социальной сфере тоже. Стоит этого президентская забава? Не знаю, может быть, более молодое поколение думает по-другому. Может быть, на самом деле у них что-нибудь получится. Но я не хочу, чтобы все это время – до того, как вбуханные в инновации деньги дадут какой-нибудь результат – население страны продолжало прозябать в условиях прогрессирующей феодализации общества.
—————————

Не мог, видимо, президент не напомнить и о предыдущей идее – о стимулировании энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. О лампочках, правда, речь больше не идет (наверно, охладел). Только от этого не легче.

По мнению Медведева, «…для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию).

И дальше: «Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот дол­жно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время»).

Все всё поняли? Президент фактически обязывает региональные власти пересмотреть саму концепцию 30-й главы Налогового кодекса РФ. Если действующей редакцией статьи 381 НК РФ налоговые льготы устанавливаются применительно к отрасли или виду деятельности (культура, религия, космос и т.д.), то теперь надо будет переходить к новым принципам – освобождать от налога тех, кто имеет на балансе соответствующее оборудование. Все прочие – даже те, кому подобное оборудование сто лет не нужно – льгот должны быть лишены, вне зависимости от социальной или общественной значимости выполняемых организацией функций.
—————————

Еще более дико и непрофессионально звучит (если разобраться) пятое направление: освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в области здравоохранения и образования.

Тем самым не только поощряется развитие платного образования и здравоохранения, но и наносится существенный удар по региональным бюджетам (налог на прибыль тоже преимущественно региональный). Фактически предлагается такая система, при которой чем больше будет организаций, оказывающих платные услуги, тем меньше будет денег у региональных и местных бюджетов для финансирования услуг, которые должны предоставляться бесплатно (трудовые ресурсы на территории региона – величина почти неизменная, поэтому чем больше народу занято в льготируемых видах деятельности, тем меньше – у налогоплательщиков).
——————————

В качестве шестого направления предлагается дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов. В переводе на нормальный язык это значит – перераспределения бюджетных доходов в пользу региональных и местных бюджетов не будет, объем функций и обязанностей, возложенных на субъекты РФ и органы местного самоуправления, никто сокращать не собирается, поэтому им предлагается самим поискать возможности дальнейшего ужесточения налогообложения собственных граждан.

В пятом разделе Бюджетного послания (которое носит специальный характер и в данной статье не рассматривается) красной нитью проходит мысль (требование) о необходимости пересмотра и исключения налоговых льгот. Больше всего льгот у нас предоставляется по НДФЛ (подоходному налогу), страховым взносам (бывшему ЕСН) и НДС (косвенному налогу, который в конечном счете уплачивает покупатель). Так что первыми а, не исключено, что единственными, кто почувствует на себе результаты такой бюджетной политики, будут простые граждане.

Если вспомнить первый приоритет бюджетных расходов (эффективность расходов социальных), то хочешь не хочешь снова возникает тот же вопрос: куда предполагается направить сэкономленные деньги? Опять в Сколково? А тамошние резиденты не лопнут? От перекорма?
——————————

Седьмое направление весьма специфично – президент говорил о совершенствовании налогового администрирования. Поэтому подробно останавливаться на нем вряд ли имеет смысл. Заметим лишь, что единственной конкретной идеей, которую президент сформулировал, является призыв к налоговым органам упростить процедуру возмещения НДС. Тема, актуальная прежде всего для экспортеров. А значит, и пристрастия президента проявляются и здесь.

Наконец, восьмое направление заслуживает того, чтобы его процитировать полностью:

«Особое внимание в этот период следует уделить бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин».

А всего за неделю до этого (Бюджетного послания), тот же Мед­ведев сурово хмурил брови и освящал своим решением применение самых жестких и непримиримых санкций к самому близкому участнику этого самого таможенного союза. Причем претензии оказались не только не обоснованными, но и просто надуманными. То есть фактически поставил под угрозу само существование союза. И только сдержанность и житейская мудрость президента Лукашенко позволили России выйти из назревающего скандала с наименьшими имиджевыми потерями.

Итак, подведем итоги.

Российский капитализм снова показал нам свой оскал. Почему скромный? Потому что пока не очень публично. Только оскал всегда остается оскалом. А значит, у нас появился еще один повод задуматься над тем, как нам дальше жить, как к властям относиться, как им верить…