Украина. Картина маслом. Похороны республики

16 июня 1936 года к зданию парламента Испании было приковано внимание всей страны. Прошло пять лет с того момента, как король Альфонс XVIII покинул свой трон, для того чтобы избежать, как он полагал, гражданской войны. Пять лет продолжалась беспрестанная парламентская активность. За эти годы власть переходила то левым, то правым, но страна все больше скатывалась в хаос и анархию. После февральских выборов 1936 года правительство получило исключительные полномочия для наведения порядка, включая приостановление всех конституционных гарантий.

Тем не менее, за четыре месяца было сожжено160 церквей, произошло 269 политических убийств и 1287 попыток таковых. Прошло 113 общенациональных стачек и 288 забастовок на местах.

Суть кризиса в Испании открылась обществу устами молодого лидера католической партии CEDA Хиля Роблеса. «Давайте не будем обманывать себя, — сказал Роблес, — Страна может жить при монархии или республике, с парламентским или президентским строем, при коммунизме или фашизме! Но она не может жить при анархии. И сегодня мы присутствуем при похоронах демократии!». Зал взорвался яростными криками – поддержки и порицания.

Лидер монархической партии Хосе Кальво Сотело (будет убит через месяц — 13 июля) так обрисовал ситуацию в стране: «Хаос в Испании – это результат демократической Конституции 1931 года. Исходя из нее невозможно построить крепкое жизнеспособное государство. Против такого стерильного государства, неспособного к существованию, я выдвигаю идею единой сплоченной страны, которая обеспечит экономическую справедливость, и со всей властью заявит: «Больше никаких забастовок, никаких локаутов, никаких ростовщиков, никаких злоупотреблений, никаких нищенских зарплат, никаких политических доходов получаемых в силу «случайностей», никаких анархических свобод, и заговоров против выпуска продукции! Национальный продукт будет служить благу всех классов, всех партий, всеобщим интересам!»»

Потом выступали представители коммунистов, социалистов, которые не стесняясь в выражениях проклинали своих оппонентов, как те делали немного ранее. Так под яростные вопли и взаимные упреки-проклятия заканчивалась прелюдия к одной из наибольших трагедий XX века – гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. Через месяц националисты опираясь на взбунтовавшуюся армию начнут мятеж, который перерастет в полномасштабную войну длиной в два с половиной года. В ходе нее погибнут более 600 тыс., станут беженцами 300 000 человек. Сама страна станет испытательным полигоном для крупных европейских государств, которые используют испанский кризис для того, чтобы упрочить свои позиции в стремительно меняющемся балансе сил во второй половине 30-х.

Жарким летом 2009 года, читая книгу Хью Томаса «Гражданская война в Испании 1931-1939 годов» я ловил себя на мысли, что развитие процессов в Украине до боли напоминает испанский алгоритм. Налицо, наличие таких же региональных противоречий, недееспособное государство, полуреформы, усугубляющие положение, интересы крупных землевладельцев и капиталистов антагонистичные крестьянам и пролетариату, обостренный клерикальный вопрос, региональный сепаратизм, активная игра внешних сил. Даже временные лаги смены власти в Испании – полтора-два года, схожи с кризисными обострениями в Украине после 2004 года. Таким образом, испанский опыт мог быть поучительным для нас, даже если исторические экстраполяции не имеют смысла.

Тогда я даже начал писать текст на сей счет, но меня затянула рутина повседневности и я его забросил.

16 декабря, после того как в течение двух минут регионалы кулаками расчистили жизненное пространство в президиуме Верховной рады, я вспомнил яркие образы развала испанского государства, который привел к жесткой развязке.

Испанская республика умерла из-за множества факторов, но, прежде всего, неспособности ее лидеров найти компромиссные решения. Каждый из них считал, что ставка на силу в конечном итоге приведет к его победе. В конечном итоге выиграл серый, нехаризматичный генерал Франко, который терпеливо дожидался, когда наиболее торопливые положат свои головы на полях войны.

16 декабря Партия регионов открыто показала свое нетерпение окончательно взять власть. Понятно, почему она спешит. В стране нарастают деструктивные процессы, экономика фактически развалена, реформы идут с горем пополам по ходу вызывая ропот населения. Время играет против Янукович и его команды, тем более, что регионалы и так его потеряли весной, пока проводили кадровые перестановки и коалиционные переговоры.

В этой ситуации попытка Тимошенко затянуть время под предлогом прекращения наездов Генпрокуратуры создало угрозу для принятия бюджета на 2011 год. В сложившейся ситуации, бюджет играет ключевую роль, поскольку остался единственным гарантированным стабильным источником дохода для крупного бизнеса. Поэтому затягивание принятия решения по бюджету – это для регионалов минус доход плюс угроза нарастания социального взрыва.

Вторая мотивация – необходимость принять новый закон о выборах до ухода на зимние каникулы, чтобы иметь четкое понимание в каких условиях может проходить досрочная кампания.

Как я уже говорил, для регионалов затягивание времени несет очевидные риски, поэтому, чем раньше будут выборы в Раду, тем выше будет результат. Поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что парламентская кампания все же состоится весной. Ее заявка на 2012 год был отвлекающим ходом, который должен был дезорганизовать конкурентов.

Еще одним аргументом в пользу досрочной кампании является радикализация мелкой и средней буржуазии. Если выборы состоятся в 2012 году, то к этому моменту она может сформировать собственную политическую силу и выдвинуть лидеров, которые будут иметь высокую легитимность в глазах обозленных масс.

Здесь также необходимо учитывать внутренние конфликты внутри партии власти. Янукович, очевидно, сейчас использует группу Фирташа-Левочкина, как главный инструмент своих комбинаций. При этом Партия регионов в определенном смысле оказалась брошенной на произвол судьбы, поскольку выполнила свою функцию транспортного средства, которое доставила Лидера в кресло Президента. Учитывая влияние старой донецкой элиты на Партию регионов, таким игрокам как Фирташ нет никакого резона втягиваться в переформатирование партии под себя. Дорого, долго и затратно с неясным перспективами, учитывая вес Ахметова, Клюева и других донецких.

Админреформа фактически зафиксировала наличие четырех центров влияния — Фирташа, Ахметова, Клюева и плеяда «государевых людей», которые являются ставленниками Януковича. Реформа обозначила границы влияния, выделив вотчины, которые будут кормить конкурирующие ФПГ.

Отсюда вытекают мотивации основных акторов в правящей партии. Такие игроки, как Аметов-Клюев прекрасно видят к чему клонит амбициозный Фирташ, который стремится монополизировать каналы влияния на Президента. Вопрос конфликта между ними – вопрос времени. Логично, что для Фирташа важно, чтобы Президент потерял интерес или ослабил к Партии регионов, так как это усилит его позиции. Но для этого нужен соответствующий политический инструмент. Такой инструмент есть в виде политической силы Яценюка и партии Кличко «Удар» плюс мажоритарщиков.

Ахметов и Клюев сегодня не имеют самостоятельного политического инструмента. После отмены политреформы 2004 года Янукович имеет гораздо больше влияние на формирование партийного списка, поэтому, наверняка, он попытается усилить свои позиции, записывая туда близких ему людей. Поэтому, для Ахметова и Клюева досрочные выборы нежелательный вариант, т.к. у них сегодня нет своих брендовых партий, а, значит, в случае досрочных выборов рискуют потерять часть своего влияния в ПРУ. С этим, кстати, связаны попытки Клюева найти контакты с руководящими группами на Майдане-2, чтобы найти людей, которых можно было бы двинуть на политические позиции от своей силы на случай ухода из ПРУ.

Поэтому, складывается интересная ситуация. Реально Янукович и Фирташ имеют мотивацию пойти на выборы как можно быстрее, а Ахметов и Клюев нет.

Для успешной кампании нужен хороший сюжет. Учитывая слабые экономические успехи, можно предположить, что таким сюжетом может стать Юлия Владимировна Тимошенко. Поскольку она является блестящей актрисой, а Банковой нужно блестящее шоу, то здесь появляется окно возможностей для того, чтобы все стороны сыграли свои роли до конца.

Здесь в рамках показательной борьбы с коррупцией нужно посадить Тимошенко, желательно ближе к концу возможной избирательной кампании, чтобы достичь максимального драматического эффекта. Для того, чтобы обеспечить реализацию такого хода, сначала нужно отколоть от Тимошенко ее «гвардию», чтобы она осталась одна.

В этом плане знаковым является посыл Дмитрия Фирташа в интервью «Фокусу»: «Все, кто с ней начинает, заканчивают плохо. Пример – Павел Лазаренко (премьер-министр Украины в 1996–1997 годах, приговорённый в США к тюремному сроку за финансовые злоупотребления. – Фокус). А сама она никогда ни за что ответственности не несёт, всегда отвечает кто-то другой». То есть, ребята задумайтесь. Игра вокруг Луценко в этом плане знаковая, поскольку обозначает реальные угрозы для «бойцов» Тимошенко.

Ослабив ее окружение, власть может переходить к шоу «Ворам — тюрьмы», потому что если все обставить красиво, то народ побежит посмотреть на «таку оказію» (а под шумок не грех избирательный митинг провести). В конце концов, хлеба и зрелищ еще никто отменял. Поскольку с хлебом туго, то зрелища уже давно стали средством снятия бурчания в голодном желудке. ПосколькуШустер приелся, то нужна более радикальная Санта Барбара. Как говорится, экстраординарные времена требует экстраординарных Санта-Барбар. Это мог бы быть основной сюжет парламентской кампании, но нужен еще второй — вспомогательный. Им, конечно же, станет Тягнибок. Тот самый «у которого стремительно растет рейтинг». Фланговая игра Тягнибоком поможет возбудить ту часть электората юго-востока, кого не увлечет «Санта-Барбара» с Тимошенко.

Тогда весь сценарий кампании будет достаточно прост и технологичен. Шум вокруг ожидаемой посадки Тимошенко будет нарастать ближе к концу феврале — в марте, а Тягнибока регионалы запустят словно «Шура Берлагу», чтобы «не дать бандеровцам осуществить реванш». Всех остальных по ходу будут сливать, кроме Яценюка и, возможно, Кличко. Используя мажоритарщиков, после выборов Янукович наверняка сможет обеспечить себе большинство в Раде, получив более управляемый парламент, состоящий из атомизированных единиц.

Периодически из гетто Западной Украины будут извлекать Тягнибока, эдакого Голема, чтобы к моменту президентских выборов ни у кого не осталось сомнений, что только Янукович сможет спасти страну от «страшного западноукраинского националиста».

Да, забыл, в тылу Тягнибока было бы неплохо держать Яценюка, чтобы он оттягивал умеренную часть электората «Свободы» на западе и в центре. Если Тягнибок начнет слишком расти, то давать ход Арсению, чтобы тот наносил удар с тыла.

Вот, пожалуй, в общих чертах картина, которая, вероятно, была бы желаемой для Януковича и его молодой команды. Я считаю этот сценарий является одним из базовых именно из-за побоища в Раде 16 декабря. Оно показало, что сегодня для Президента ключевым примат времени, ради которого пришлось пойти на такие брутальные методы.

Что имеем в остатке. Парламент перестал существовать. Тимошенко неадекватна, поскольку продолжает играть в пиар-игры, когда противная сторона делает ставку на силу. Это брутально, но эффективно исходя из целеполагания регионалов. Роль Литвина в этом конфликте была низведена до статиста. Уголовные дела, которые возбуждаются на активистов Майдана-2, так и, как это ни смешно, на активистов «Украины без Кучмы» демонстрируют серьезность намерений подавить протестную активность. СМИ затухают. Суды давно куплены и управляемы.

На горизонте маячит целый ряд кодексов, которые готовит группа «камикадзе» во главе с Тигипко (еще один яркий пример как нужно грамотно сливать конкурентов). Принятие практически каждого кодекса вызовет негативную реакцию со стороны населения, а каналы, позволяющие сбросить социальное недовольство закрыты. Ненависть и страх становятся главными эмоциональными составляющими общественных настроений. Мы в «испанском капкане». Занавес