Причина событий на Манежной — либеральная экономика

Обстановка на площади Киевского вокзала, которая, как предупреждали многие СМИ, могла стать ареной новых межэтнических столкновений, остается спокойной. Источники в правоохранительных органах сообщают, что держат ситуацию под контролем.

По информации РИА «Новости», в числе задержанных в среду на площади Киевского вокзала в Москве по подозрению в подстрекательстве к беспорядкам оказался лидер одной из радикальных организаций. «Он и еще 40 задержанных были доставлены в ОВД «Кунцево» для разбирательства из-за ряда инцидентов на площади Киевского вокзала. Данный гражданин подозревается в организации провокаций, спровоцировавших агрессивное поведение собравшихся на площади», — сообщил агентству источник в правоохранительных органах.

Всего на площади перед вокзалом собралось около 1500 человек. Некоторые группы скандировали речевки, направленные против выходцев с Кавказа. Однако милиции удалось убедить собравшихся разойтись. При этом наиболее непонятливые и агрессивно настроенные граждане были задержаны (по разным данным, от 800 до 1300 человек) за совершение правонарушений в разных частях столицы. У многих задержанных были изъяты ножи, а у некоторых — травматика. Что касается неназванного лидера радикальной организации, вместе с ним были задержаны молодые люди, у которых сотрудники милиции изъяли травматическое и холодное оружие (один и вовсе запасся топором). В их отношении решается вопрос о возбуждении административных и уголовных дел.

Своим видением основных причин обострения межнациональной напряженности в России и путей выхода из сложившейся ситуации с читателями KM.RU поделились:

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

— Прежде всего нельзя сводить происшедшее на Манежной площади к т. н. межэтническим столкновениям, этнонационализму и тем более называть это погромами. Это — не просто ошибка, а по сути — еще более вредное явление, чем любого рода волнения. Можно сказать, что такие высказывания и оценки — это антигосударственные действия.

На самом деле мы видим, что люди в первую очередь возмущены отсутствием ответственности госвласти в решении следственных вопросов. Мы до сих пор получаем отрывочную информацию о том, что произошло в прошлый понедельник, когда большая часть задержанных лиц, подозреваемых в причастности к убийству Егора Свиридова, была отпущена. Т. е. ясности по главному вопросу — кто виноват в этой ситуации и что будет дальше происходить — у нас нет. Руководство страны также пока не дает ответы на эти вопросы. Вот почему люди ощущают, что государство как минимум не с ними. Более того, возникает такое подозрение (и на низовом уровне оно часто оказывается оправданным), что государство — против них. Оно вступает в сговор с теми, кто заплатит, кто умеет договариваться, «замазывая» дела.

Второй важный момент заключается в том, что только Святейший Патриарх дал четкую оценку происшедшего. Он подчеркнул, что не существует межнациональной розни как таковой, а ее инициируют отдельные этнические группировки в диаспорах. Это определение по сути означает приговор унижению русских и разыгрыванию чудовищной карты «русского фашизма», которого не существует в природе и никогда не существовало. Особенно цинично разыгрывание этой карты выглядит в ситуации, когда речь идет о государстве, которое победило фашизм, отдав за это 27 млн жизней. Сегодня мысль патриарха повторили Сурков и другие официальные идеологи. И это дает шанс, что мы впервые серьезно отнесемся к проблеме, которая состоит в том, что межнациональная рознь выгодна тем, кто заинтересован в сохранении несправедливой экономики, в существовании низких по организации укладов по сути мигрантско-рабской экономики. Для этого выгодно разыгрывание карты русского национализма и межэтнических столкновений.

Гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев:

— На мой взгляд, причины этой ситуации вполне понятны. Они заключаются в отсутствии у властей какой-либо продуманной национальной и миграционной политики. Откровенно говоря, эти процессы отданы на откуп рыночной стихии. А власть фактически поощряет бесконтрольную миграцию внутри страны, а возникающие при этом межнациональные проблемы она решать не хочет. Точнее говоря, она делает это в достаточно странном формате. Вместо того, чтобы адаптировать приезжих к местным условиям, власть пытается заставить местное население принять обычаи, которые привозят вместе с собой приезжие. Причем некоторые из этих обычаев являются откровенно дикими.

Вторая причина заключается в том, что Северный Кавказ на сегодняшний день фактически является территорией, которую федеральная власть не контролирует. И российские законы действуют там в ограниченном формате, а самое широкое распространение получили радикальный национализм, экстремистские формы ислама и возрождение архаичных, подчас совершенно диких традиций и обычаев — таких, например, как кровная месть. Это стало массовым мировоззрением на Кавказе. Приезжая сюда, люди несут с собой мировоззрение. А власть закрывает на это глаза, потому что северокавказские элиты и диаспоры фактически шантажируют ее сепаратизмом. При этом Кремль считает, что решить данную проблему можно, закрывая глаза на их неадекватное поведение, не понимая, что такое поощрение воспринимается некоторыми выходцами с Кавказа как слабость и возможность дальше продолжать свои бесчинства.

Что же касается экстремистов со стороны местного населения, то они тоже есть, и это правда, но было бы странно, если бы в сложившейся ситуации их не было. Притом, что эти люди являются лишь наиболее радикальными выразителями тех настроений, которые массово распространены в обществе и вызваны недовольством неадекватным поведением приезжих, а также бездействием властей. Однако я считаю, что допускать эскалацию насилия в любом случае нельзя. В конечном итоге это никому не выгодно: ни местному населению, ни приезжим.

Несомненно, одним из важных факторов, влияющих на происходящее, в т. ч. в сфере межнациональных отношений, является коррупция. Возможно, такой ситуации вообще не было бы, если бы правоохранительные органы, как в случае с убийством Свиридова, поступили так, как им положено поступать по закону, а не отпускать людей, которые явно совершили преступление. Ведь пару месяцев назад почти аналогичный случай произошел на Чистых прудах, когда кавказцы также зарезали фаната, и их тоже отпустили, предварительно назначив крайнего. Из этой истории можно было извлечь уроки, однако этого так и не было сделано. Коррупция, к сожалению, настолько пронизала все уровни власти и силовых структур, что она становится питательной средой для размножения подобных конфликтных ситуаций.

С точки зрения ответа на вопрос «Что делать?» наши власти находятся в либеральном тупике. Чтобы модернизировать Кавказ и развивать эту территорию, потребуется серьезное государственное вмешательство и регулирование, что противоречит рыночным принципам. Так что одна из причин происходящего — это либеральная рыночная экономика. В соответствии с таким подходом власти отказались в 1990-е гг. развивать территории и фактически заставили население самостоятельно решать свои проблемы. Вот оно и делает это — так, насколько кому хватает ума. С тех территорий, которые власть отказалась развивать, оно двинулось в большие города, где и стали возникать серьезные проблемы. Не секрет, что северокавказские республики всегда были дотационными. Не могут они быть доходными и сейчас. Поэтому, если вы хотите сохранять там относительное спокойствие и не возбуждать межнациональной розни, вам придется вкладывать деньги, чтобы создавать в этих регионах производство, которое, может, будет не вполне рентабельным, зато займет людей.