Мама — монстр коррупции, папа — горный аул

Упыри и вурдалаки российской коррупции и монополисты в экономике, результаты разрушения системы воспитания в большей мере, подстрекательская роль СМИ в меньшей стали причиной событий на Манежной площади. «Национальный» вопрос стоит в числе причин где-то особняком, даже не на втором и третьем месте.

Ошибочно было бы говорить о том, что первопричиной декабрьских событий стала смерть русского активиста футбольного движения. При всей трагичности этого события, ситуация вызревала долго, не один год. У любого исторического события (это, безусловно, войдет в историю) есть причина и повод. Повод всегда конкретен и чаще всего связан с трагедией. Причина — чаще всего не одна, а целый клубок.

Главной причиной рассматриваемых событий является деградация системы власти, сведение ее к феодально-клановым отношениям. Северный Кавказ с его тейповой структурой общества просто удачно вписался в данный процесс, в связи с чем выходцы оттуда и получают «конкурентные преимущества» на остальной территории РФ.

Деградация системы власти связана с перерождением, кризисом российской политико-экономической элиты, растерявшей прежние ценности, но не создавший на основе «либерал валюе» ничего нового, способного объединить общество и объяснить, почему у одних есть все, у других — хоть что-то, а у третьих — вообще ничего. В погоне за прибылью, кусочком своего индивидуального счастья типичный представитель российского чиновничества средней руки не то что родину или родную мать продаст — оправдает виновного и обвинит невиновного. Что мы в принципе и увидели в случае с расследованием убийства русского фаната: выстрел в затылок лежащему человеку не тянет на статью о «самообороне», один человек не может держать на земле нескольких, тут не обходимы не только «свидетели», как первоначально была представлена ситуация, или просто «хулиганы», но и «соучастники», которые под подписку о невыезде не должны отпускаться.

Засилье монополизма в современной России означает наплыв гасторбайтеров, низкие зарплаты и отсутствие перспектив для «местного» населения, высокие цены и низкое качество товаров, административные барьеры и препятствия в экономике, уничтожение предпринимательской инициативы и мотивации к производительной деятельности. Но при чем здесь «национальный вопрос»?

Олигарху-монополисту невыгоден малый бизнес, поскольку в нем он видит угрозу своему благосостоянию и стабильному положению. Ему неинтересно вкладываться в человеческий капитал, когда, он всегда может нанять бесправных рабочих-гасторбайтеров, согласных не только на 60-и, но и на 80-и часовую рабочую неделю. Нанять их вместо местного населения, которое будет требовать «социальных прав и гарантий» а также «достойной заработной платы».

В России малый бизнес из-за жестокого административного прессинга, полного недоверия к власти и тяжелой конкуренции с монополиями держится только на «социальных связях», которые помогают решать возникающие проблемы гораздо быстрее и в обход официальных институтов и органов. Самая простейшая, базовая связь в обществе — семья, далее — клан землячество. Именно когда официальные структуры теряют в глазах обществе свою легитимность, когда их решения являются неэффективными, на первое место выходят личные (родственные, свойственные, земляческие) отношения. Эти связи позволяют выживать в исключительно враждебных условиях, отбиваться от нападок монополиста, «умасливать» или противодействовать конкретному чиновнику, играя на раздорах в их кланах. Национальные связи здесь самые «быстрые» и «проводимые». Они обладают большим кредитом доверия у участников экономического взаимодействия.

Именно поэтому в России отдельные сектора экономики монополизируются представителями национальных сообществ. По одной простой причине: национально-разобщенные структуры «местных» являются «неконкурентоспособными», их быстро съедает и вытесняет административный и монополистический гнет. Представителям национальных диаспор даже не нужно прилагать никаких усилий — монополист и бюрократ сами расчистят для них поле на рынке, надеясь на «взаимовыгодное сосуществование» в виде взяток и подношений.

Упомянутые «связи» прорастают из сферы экономики в другие области — в том числе и в рамках деятельности правоохранительной системы. Это означает, прежде всего, введение системы «двойных стандартов» в обществе. Как правило, в отношении тех, кто находится в рамках «связей» незначительные проступки и нарушения просто прикрываются, серьезные приносят куда как меньшие последствия им наказание, чем в случае с человеком лишенным «связей».

Именно наличие «двойных стандартов», за которые мы так часто ругаем Запад, не видя бревна в своем глазу, послужили причиной столкновений с национальным подтекстом в Москве и по всей России. Аморфное общество, раздираемое на части собственными монополиями не может адекватно инкорпорировать и растворить в своей структуре национальные диаспоры, которые пользуясь своим искусственно созданным привилегированным положением, будут вытеснять местное население из прибыльных экономических и социальных ниш.

Теперь причина другая. «Горный аул». Что происходит с молодым человеком с Северного Кавказа с его достаточно патриархальными традициями при появлении в центральных регионах России — да у него просто «сносит крышу» от возможностей и вседозволенности. Лишенный надзора и неимунный ко всем заразам и порокам российского общества он сразу пускается во все тяжкие, начинает прожигать жизнь, демонстрируя окружающим свою «крутость». Это в первую очередь демонстрирует издержки системы воспитания. Точнее ее практически полное отсутствие.

С полной кашей в голове, отсутствием моральных ориентиров и сдержек (родные, близкие люди остались «там», в ауле, а здесь — всего лишь безропотная отара блудливых и тупых овец) он будет искать свое место в жизни за счет провокаций и столкновений с местным населением. Намеренных провокаций.

Впрочем в остальных российских регионах ситуация с молодежной политикой не лучше. Маргинализация, духовная нищета, кажущаяся бесперспективность, деструктивные стандарты и модели поведения, транслируемые в СМИ (скажем отдельное спасибо К. Собчак и российской попсовой элите), приводят к появлению «детей зомбоящика», готовых к погромам всех и вся кто отличается от них самих.

Что делать? Решение здесь видится очевидное — уничтожение «двойных стандартов», монопольных привилегий, введение принципа «равных стартовых возможностей» в бизнесе, в обществе, в системе образования, во взаимоотношениях с государственными структурами. Прекращение предоставления необоснованных привилегий представителям отдельных республик (бюджетное трансферты, целевое обучение в вузах и т.п.).

Необходима жесткая борьба с коррупцией «сталинскими» методами, законодательное введение принципа «наказание пропорционально степени должностной ответственности», т.е. многократное ужесточение наказаний по отношению к лицам, обличенным властью, введение конфискации имущества, включая имущество родственников, установка запрета на проживание и обучение членов семьи за границей при занятии государственной должности.

Запрет детям «идти по стопам родителей», исключающим возможность заниматься бизнесом или работать на государственной службе. Запрет на работу родственников в одной госструктуре в пределах региона.

Открытая, прозрачная деятельность т.н. «школ милиции», выборы руководителей местных органов охраны порядка (институт шерифов), введение огнестрельного оружия в гражданский оборот (с жесткими критериями отбора «оруженосцев», системой учета и контроля, обучения и взаимодействия с органами охраны порядка)

Грамотная молодежная политика, а не «ее «имитация», попытки реанимировать комсомольский труп в виде провластных организаций. Общее дело, масштабные социально-экономические проекты, призванные сплотить представителей разных народов в рамках единого российского супер-этноса. Разрушение тейповой структуры общества на Кавказе и одновременно создание «сетей доверия» различных людей друг другу в рамках всего государства, а не отдельного «аула».

Все вышеперечисленное должно уничтожать, выжигать каленым железом кланово-коррупционные связи, феодальные атавизмы и необоснованные привилегии в отношении представителей одних национальностей перед другими, иными словами побеждать монстра коррупции.

Данные направления деятельности позволят расширить и упрочить положение среднего класса в Москве и по всей России, увеличить число людей, которые заняты собственным делом, имеют с него доход и рассчитывают на стабильность для себя и своих детей. Эти люди никогда не выйдут на площадь, и не будут строить баррикады и видеть в каждом приезжем «врага нации», разве что только в случае вынужденной необходимости защиты самого себя, своей семьи и своей собственности. И когда такой тревожный час для страны настанет — на ее защиту встанут новые Минины и Пожарские.