Почему перенесли оглашение приговора Ходорковскому?

Сегодня в Хамовническом суде появилось объявление, что оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву начнется 27 декабря. Причины переноса не названы.

Хотя, это — не бином Ньютона, о причинах можно и догадаться.

Весь предыдущий месяц, судя по всему, наш реальный руководитель сотоварищи обдумывал, как бы замаскировать этот процесс десятилетия (а то и века — история покажет), чтобы российская, а главное — мировая общественность обращала на него как можно меньше внимания. Судя по всему, этим мотивирован, например, необычно интенсивный интерес СМИ (даже государственных и проправительственных) к избиению Олега Кашина. Вспомните, когда в последний раз на трагедию журналиста власть обращала у нас столько внимания? Может быть, в «лихие 90-е»? Но уж никак не в «стабильные 2000-е». И не стоит обольщаться, что, мол, активность гражданского общества и развитие интернета способствуют тому, что власть обращает внимание на какие-то неинтересные ей проблемы. Российская власть давно живет в совершенно другой парадигме, абсолютно не связанной с интересами общества. Поэтому в деле с Кашиным вполне реальным был бы вариант, когда избиение журналиста активно обсуждали бы в интернете, но при этом все массовые телеканалы наглухо молчали бы. То же самое можно сказать и о трагедии в Кущевской. Надеяться, что сервильные до мозга костей телевизионщики вдруг настолько осмелели, что стали «поднимать темы» без команды — пока глупо. Значит, и на информационное освещение избиения Олега Кашина, и на интерес к массовому убийству и его последствиям в Кущевской была санкция. То же можно сказать и о ситуации с Wikileaks. Ведь и тут ТВ могло промолчать наглухо, не привлекая внимания общественности к мировому скандалу, многие детали которого вполне определенно очень неприятны для нынешней российской власти. Но нет — сорвем маски, сдернем покровы! Честно говоря, такой широты обсуждения тем на главных телевизионных каналах страны я не помню уже лет шесть-семь. Что за внезапный всплеск свободомыслия?

На мой взгляд, этот ларчик открывается достаточно просто. Ключик — второй процесс Ходорковского и Лебедева. Неделю после того, как наступил перерыв до вынесения приговора, эта тема еще, несомненно, была главной в независимых СМИ. Каким будет приговор? Что будет значить для России оправдание или обвинение подсудимых? Насколько велико в этой ситуации давление на судью Виктора Данилкина? Эти и многие другие вопросы тревожили мыслящую общественность более других. И, возможно, продолжали бы оставаться в числе важнейших тем обсуждения весь месяц (наряду с другими темами, конечно, но все-таки на равных).

И тут, одно за другим, как из пулемета: Олег Кашин (всем обсуждать избиение журналиста!); Кущевская (всем обсуждать детали, потом поиск виновных, потом сращивание отдельных правоохранителей и администраторов с криминалом!); потом Wikileaks (всем обсуждать судьбу Ассанжа, проколы американской дипломатии, Бэтмена и Робина! Не обсуждать только то, что касается коррупции в высшем руководстве России!) Одним словом, обсуждать все, что угодно, даже то, что еще два-три месяца назад обсуждению не подлежало ни под каким видом. Даже то, что заставляет прийти к далеко идущим выводам относительно природы современной российской власти (даже уважаемый Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин осмелился эти выводы сделать вполне публично). Даже это позволительно — только бы отвлечь внимание от того факта, что в середине декабря будет вынесено судебное решение, которое или подпишет приговор всей России, или, напротив, оставит ей минимальный шанс на выздоровление.

Но сколько ни пытались отвлечь наших мыслящих сограждан от этого главного события — не очень-то удалось. Не «уходит» тема, и все тут. Причем, судя по этим усилиям, вопрос с самим приговором уже решен — он должен быть обвинительным (буду несказанно рад оказаться в этом вопросе неправым). Осталось только придумать, как бы так сделать, чтобы на него обратили как можно меньше внимания. Отвлекающие маневры в виде временных послаблений для «самого важного из искусств», телевидения, не принесли желаемого результата. Скандал с Wikileaks идет на убыль. Владимиру Путину хочется поговорить с народом, да так, чтобы ничто не отвлекало, не сидело соринкой в глазу. А то, не дай бог, начнут мировые СМИ параллельно обсуждать его общение с гражданами и идущее в это же время оглашение неправедного приговора в Хамовническом суде! Некрасиво получится.

Теперь выход найден. Приговор начнут оглашать 27 декабря. Тогда, когда весь мир, волей-неволей — в предновогодней и рождественской суете. Когда самое главное событие — стремительно приближающийся Новый год. А закончат оглашение приговора, судя по всему, 31 декабря, где-нибудь в половине двенадцатого ночи. Чтобы, преподнеся Ходорковскому, Лебедеву и всей стране новогодний подарочек, со спокойной совестью — прямо к накрытому столу и праздничным тостам. Сбросив с себя груз суеты и забыв о том, что только что подписали приговор целой стране.