Послание президента РФ. Медведев и пустота

Нынешнее послание президента Федеральному Собранию – это диагноз тяжелой и неизлечимой болезни всех органов российской государственной власти, которые живут, «под собою не чуя страны».

30 ноября президент России Дмитрий Медведев выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Выступал он уже в третий раз. В первом послании президент говорил о модернизации политической, во втором – о модернизации экономики и общественной жизни, в этом году речь неожиданно для подавляющего большинства слушателей зашла о модернизации сферы материнства и детства. В нынешнем послании не нашлось места даже для прошлогодних сетований на «сырьевую зависимость», «вековую отсталость» и «вековую коррупцию». Даже западная печать, весьма благосклонная к Дмитрию Анатольевичу, назвала его доклад тусклым, неконкретным и блеклым.

Впрочем, о том, что третье послание будет более рутинным – так как основные параметры развития страны, каким его видит Медведев, были заданы в прошлых двух, – Кремль дал понять загодя. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова накануне выступления шефа заявляла, что речь должна обойтись без сюрпризов. Что, в общем-то, и получилось. Правда, двоякое впечатление оставила основная тема послания, выделенная в огромный блок и ненавязчивым лейтмотивом проходящая через все остальные темы, затронутые в послании.

Наверное, дело в гипнотической притягательности фактора детства для русского человека. Можно приводить какие угодно данные и делать какие угодно предложения, не слишком соотносящиеся с реальностью, но если пояснить, что это все во благо детей, тут наш с вами соотечественник устоять не сможет. Он будет заворожен и восхищен благородством человека, который даже в такое непростое (а когда у нас было другое?) время не забывает думать о будущем. То есть о детях.

Оставим многочисленным поклонникам творчества классиков отечественной литературы И.Ильфа и Е.Петрова право на вполне уместный в этой связи сарказм и навязчивые текстуальные совпадения. Обратимся к тем содержательным моментам выступления, которые можно прокомментировать, не сбиваясь на цитирование «великого комбинатора».

Некоторое оживление в зале вызвали слова президента о модернизации детского здравоохранения, предоставлении бесплатных земельных участков многодетным семьям, налоговых льготах для семей, имеющих трех и более детей. В остальном ничего нового в сорокаминутной, части своего послания, посвященной детям, Дмитрий Медведев не сказал. По сути, это стало концентрированным повторением того, о чем он говорил на протяжении более чем двух лет своего президентства: о необходимости ужесточения наказаний для совершивших преступления против детей, введения санкций за продажу подрастающему поколению алкоголя и табака, о необходимости патриотического воспитания. Упомянул российский лидер и о необходимости проявлять больше заботы о детях-инвалидах, создавать полноценные условия для их активной жизни.

Конечно же, не осталась без внимания тема модернизации системы образования, связанные с этим проблемы стандартов образования, профессиональных и личных качеств педагогов, поддержки талантливых детей.

Само понятие «модернизация» становится настолько затертым, что за ним теряется смысл, и Медведев на этот раз пытался больше говорить на эту тему не «заклинаниями», а по возможности конкретными, практическими предложениями. «Экономический» блок послания Медведева, заметно уступающий в объеме и содержании «детскому», можно условно разделить на несколько блоков. Первый – вопросы финансирования модернизации экономики, второй – привлечение инвестиций в Россию, третий – льготы для малого бизнеса и, наконец, уже неоднократно упоминавшаяся масштабная программа приватизации госимущества.

Президент поручил правительству направлять на модернизацию не менее половины сэкономленных средств бюджета и часть дополнительных доходов федерального бюджета. Однако министр финансов Алексей Кудрин поспешил выступить в роли финансового дешифратора президентского послания. По словам чиновника, деньги удастся выделить не ранее второй половины 2011 года. К тому же часть дополнительных доходов уже зарезервирована Минфином на компенсацию социальным фондам.

Компенсировать им будут те самые 8%, которые фонды недополучат от малого и среднего бизнеса в 2011–2012 годах. Эта льгота – еще один прекрасный пример медведевской инициативы «ни о чем». Казалось бы, идея хорошая: дать малому и среднему бизнесу финансовую льготу, которая поможет ему хоть как-то развиваться. Однако и здесь в прекрасные начинания президента вмешивается суровая реальность.

Во-первых, этой льготой смогут воспользоваться только 15–17% предприятий малого бизнеса – именно столько их занято в производственной сфере. Компаниям, занимающимся торговлей или обслуживанием населения, в подобных поблажках отказано – им, как и всем, придется платить 34% страховых взносов. Во-вторых, даже в таком случае, по словам Кудрина, фонды недосчитаются порядка 30–40 миллиардов рублей в год. Стоит отметить, что увеличение нагрузки от повышения взносов составило порядка 800 миллиардов рублей, то есть президент готов отказаться всего от 5% процентов изымаемых в налоги средств. Но даже такую финансовую дырку чиновникам придется затыкать. Причем именно теми средствами, которые президент планировал потратить на что-нибудь полезное.

Обещание Дмитрия Медведева потратить на «новую высокотехнологичную мобильную армию» более 20 триллионов рублей до 2020 года также не стало сюрпризом для госфинансистов. Президент лишь подтвердил решение Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, в целом одобрившей рост расходов на армию в течение десяти лет с 13 до 22 триллионов рублей. Впрочем, по словам того же безжалостного к президентским инициативам Алексея Кудрина, пока программа все равно не обеспечена финансированием. К тому же основной рост расходов в ней предполагается с 2013 года – уже после президентских выборов.

Прозвучавшее в послании предложение органам власти всех уровней избавляться от имущества, не имеющего прямого отношения к непосредственным функциям, осталось не замеченным большинством комментаторов. Между тем несколькими техническими на первый взгляд репликами Медведев сделал заявку на существенную коррекцию политики государства. Предложение новой волны приватизации и замена показавшего свою неэффективность 94-го закона говорят о том, что Медведев возвращает программу модернизации к стандартному набору неолиберальных рецептов. Вкратце это – сжатие государственного участия в экономике, приватизация госактивов, реформа бюджетного сектора и общее сокращение расходов.

В этом контексте особый смысл приобретают финальные слова президентского послания, вновь посвященные детям. Ведь именно им предстоит пожинать благотворные плоды модернизации, тогда как нам – жить при неолиберальных реформах, не завершенных в 90-е.

Что компенсирует неолиберальное отступление государства? Это укрепление института частно-государственного партнерства, повышение роли НГО в экономике, прямая социальная помощь уязвимым слоям населения. Спасет ли этот комплекс мер от роста безработицы, социального расслоения, протестной активности масс, от недовольства интеллигенции медиастандартами и от неудовлетворенности оппозиции наличным раскладом политсистемы – большой вопрос.

Возвращаясь к основной – социальной – теме в послании президента, следует отметить, что она, как утверждается, была выбрана не вдруг: еще в сентябре у президента появился советник по этой тематике – Евгений Юрьев. Он возглавлял группу экспертов, которая готовила ключевой, социальный блок предложений. Отец шестерых детей и церковный староста, Юрьев, похоже, знаком с проблематикой не понаслышке. Он много лет последовательно продвигает свои взгляды на жизнь в качестве общественного деятеля. В 2007 году он выступил на всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» с докладом о проекте программы господдержки многодетных семей в стране. А в 2008–2009 годах участвовал в разработке и пропаганде «Государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности».

С появлением в президентской команде Евгения Юрьева в экспертных кругах получила распространение версия, согласно которой Дмитрий Медведев может сделать основным приоритетом оставшегося до выборов отрезка времени (с возможным выходом на второй срок) программу под условным названием «Качество жизни». Основной посыл – модернизация не как самоцель, но как инструмент повышения качества жизни.

Характер послания Дмитрия Медведева – несомненно, предвыборный. Это следует и из широты тематики, и из постоянного подчеркивания в тексте ведущей роли президента, и из эмоционального финала. Тема поддержки детства как стержневая тоже выглядит электорально выигрышной. Причем ее целевая аудитория – не только родители, но и пенсионеры, которые, как правило, чувствительно относятся к этой проблематике.

Вместе с тем констатация предвыборного характера нынешнего президентского послания отнюдь не предполагает, что речь идет о предвыборной программе кандидата Медведева. Не лишним будет напомнить, что, обращаясь к теме материнства и детства, Дмитрий Анатольевич не оригинален. Нынешнее послание президента Федеральному собранию показало, что Медведев последовательно и неуклонно движется в векторе, обозначенном Путиным в «Стратегии-2020», придерживаясь ее и в своей риторике, и в своих действиях. Содержащиеся в послании президента данные, характеризующие улучшение демографической ситуации за последние годы, придают выступлению Дмитрия Медведева оттенок отчетного доклада по реализации программных установок… Владимира Путина.

Если кто и ожидал услышать в нынешнем послании признаки готовности Медведева идти на второй срок президентства, тот должен был испытать разочарование. Не потому что президент выглядел недостаточно представительно, когда читал его, а потому что по содержанию это было не послание президента – лидера страны, а скорее отчет первого вице-премьера, отвечающего за нацпроекты, в сферу ответственности которого теперь попала и модернизация в границах отдельно взятого района Подмосковья. У президента есть строгий и хорошо поставленный голос, но нет политических амбиций на будущее, выражаемых публично и четко.

Впрочем, нельзя исключать и той версии, согласно которой Дмитрий Медведев пытается начать новую игру, рассчитанную на электорат своего партнера по тандему. Когда Медведев был назначен президентом, почти сразу же сложилось распределение информационной повестки дня между ним и Путиным. Национальный, он же реальный, лидер обращается к народу в целом и говорит в основном о вечном, не сиюминутном, в духе песни «С чего начинается Родина». За Медведевым же осталась сравнительно узкая внутренняя аудитория, преимущественно интеллигентская, а также внешняя – международное сообщество, и говорит он о модернизации вообще и о демократии в частности. Это его специализация. Именно в таком ключе и были выстроены предыдущие президентские послания Дмитрия Медведева.

На этот раз информационная кампания, сопровождающая очередное послание президента, приобрела заметно более широкий, разноплановый характер. Неотъемлемым смысловым компонентом этой кампании следует признать специальное видеообращение Медведева, размещенное накануне выступления в Кремле в его блоге. «В нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации», – этот мессидж, несомненно, обращен к традиционной медведевской аудитории. Сюда же следует отнести и невнятные информационные вбросы накануне выступления, в которых упоминалась возможность заявления Дмитрия Медведева о создании собственной политической партии.

Демонстративное же отсутствие этой «политической» проблематики в тексте президентского послания, в свою очередь, может быть прочитано этой аудиторией следующим образом: «Наша с вами повестка остается в силе, я о ней не забываю, но сейчас приближается судьбоносный момент, когда надо играть по-крупному, от элегантных миниатюр переходить к полотнам, написанным широкими мазками. Иначе избирателя нам с вами не завоевать».

В этом плане послание призвано более четко сформулировать обновленную «медведевскую» повестку дня, которая становится более технологичной и конкретной и при этом менее пафосной. Она расширилась за счет развернутой социальной составляющей, частично деполитизировалась, что должно восприниматься как готовность президента перейти от слов к делу. Тем не менее эта повестка продолжает оставаться более локальной, обходящей спорные, дискуссионные моменты текущей политико-экономической жизни страны. При этом кремлевские пиарщики рассчитывают, что президенту удалось найти действительно такую тему, которая «цепляет» значительную часть населения страны, – проблематику детства, открывающую широкие возможности для наращивания собственного электорального ресурса.

Сказанное в то же время не означает, что в Кремле сделан окончательный выбор относительно кандидатур на 2012 год. Вполне жизнеспособной остается традиционная парадигма, согласно которой из двух составляющих – интеллигенции и народа – двумя кузнецами (с большим количеством подмастерьев) куется путинско-медведевское большинство, которым воспользуется кандидат от партии власти в 2012 году, кем бы он ни был.

И все же, давая оценку президентскому посланию, следует помнить, что данный документ по своему замыслу и сути являет собой не только и не столько инструмент кремлевского пиара, но в первую очередь инструмент стратегического государственного управления. И здесь необходимо признать, что каждый следующий текст послания все меньше и меньше соответствует этому функциональному назначению.

Важны и сроки представления послания. У Ельцина это был февраль – начало года, как, собственно, и везде. У Путина послания сдвинулись на весну, а у Медведева и вовсе на конец осени. Это означает, что послания не задают ориентиров высшим органам государственной власти, а, наоборот, следуют в кильватере уже принятых и реализуемых правительством решений. Собственно, следующего медведевского послания уже может и не быть. Что говорить под самые выборы – «берегите Россию»?

Нынешнее послание президента Федеральному собранию – это диагноз тяжелой и неизлечимой болезни всех органов российской государственной власти, которые живут, «под собою не чуя страны». Медведевские инициативы и без того нередко выглядят как бы вне времени и пространства, но в послании это особенно очевидно. Оно легко могло появиться и год, и два назад. Из текста старательно вытравлены конкретные имена, события, которые прожила страна за минувший год. Вместо этого – эвфемизмы и околичности, причем не только в описании ситуации, но и в рекомендациях.

Конкретных ответов на главные вопросы, которые действительно волнуют россиян: борьба с чиновничьим и криминальным беспределом, коррупцией, деградацией системы управления, продолжающееся второй год снижение доходов населения, создание рабочих мест, образование, жилье, здравоохранение, а также реальное реформирование правоохранительных органов и судов как институционального защитного каркаса для решения этих ключевых задач, – не прозвучало.

Все те безобразия, которые повсюду творятся в сегодняшней России и в последние месяцы не сходят со страниц газет и экранов федеральных телеканалов, являются следствием грубейшего нарушения всех основных статей Конституции РФ, гарантом которой обязан быть Президент России. Но в послании нет ни слова ни о таких нарушениях, ни о мерах по их ликвидации и предотвращению. Между тем подгаданное к посланию (и к рассмотрению отчета по России в Европейской группе государств по борьбе с коррупцией) сообщение об аресте группы высокопоставленных взяточников, включая чиновника контрольного управления президентской администрации, наглядно демонстрирует, что борьба с коррупцией в том виде, в каком она ведется, способна плодить новую коррупцию среди самих борцов.

В послании отсутствует смысловой стержень, даже такой условный, как прошлые лозунги модернизации, борьбы с коррупцией и политической реформы. Это, кстати, отражается и в неструктурированности послания – в нем нет соподчиненности частей и четкой внутренней логики, и поэтому приходится давать бесконечные пункты и подпункты. Если в области внутренней политики и экономики всячески акцентируются незначительные или даже отсутствующие успехи, то во внешней политике, где, казалось бы, реальные успехи налицо, они, наоборот, замалчиваются.

Послание представляет собой, таким образом, набор довольно случайно подобранных и скомпонованных сюжетов, неких отраслевых предложений с упором на проблематику Минздравсоцразвития. Это не значит, что проблемы детей вообще и третьего ребенка в семье в частности в России нет, – она есть. Это значит, что у президента нет системы приоритетов или он не готов представить ее обществу.