Куда могли бы устроиться кандидаты в президенты Беларуси?

Найти хорошую и высокооплачиваемую работу нынче в Беларуси не проблема. Отечественным предприятиям не хватает тысяч специалистов: бухгалтеров, юристов, специалистов по продажам, финансистов, программистов, инженеров… И зарплаты приличные предлагают. Но чтобы получить достойную вакансию, необходимо обладать качественной профессиональной биографией: иметь соответствующее образование, квалификацию, опыт работы, четкое представление о мотивах стремления к новой должности. Пост президента — не просто высокое звание, а ответственная управленческая должность. Значит, у претендентов должно быть и резюме соответствующее. Не буду оценивать политическую биографию кандидатов, но очень интересно проанализировать потенциальные деловые качества. Точнее – опыт хозяйственной деятельности. Последний кризис убедительно продемонстрировал: первые люди государства обязаны быть грамотными экономистами. Особенно в странах с переходной экономикой.

Предвыборные речи многих кандидатов в президенты строились по беспроигрышным законам мистической казуистики: полное отрицание достижений сегодняшнего дня и обещание призрачного светлого будущего. Андрей Санников и Ярослав Романчук обещают приход миллиардных прямых иностранных инвестиций под свои программы. Видимо, они знают некое волшебное заклинание, которое приманивает владельцев капиталов. «Финансовая формула» настолько секретная, что ее вслух не озвучивают.

Все пропагандируют прогрессивную экономическую программу, но при этом в жизни не создали ни одного заметного предприятия, не привели в страну транснациональные корпорации, финансовые фонды, не притянули современные технологии… Одним словом: говорить – не мешки таскать.

Существует и еще одна замечательная пословица: если такой умный, то где твои деньги?! Кандидаты в президенты готовы привести к благополучию всю страну, но сами и «рядом не стояли» с финансово удачными людьми. Пожалуй, только Дмитрий Усс обладает более-менее приличным состоянием: два коттеджа и участки земли в Минске, столичная квартира, по сравнению с недвижимостью другое имущество не заслуживает серьезного внимания. Но смущает доход бизнесмена – по итогам 2009 года он заработал всего 38 миллионов рублей. Крохотная сумма для приличного бизнесмена. Да и другой нескромный вопрос возникает: на какие средства предприниматель содержит свои коттеджи общей площадью более 700 квадратных метров? Все в мире относительно, и по сравнению с коллегами по предвыборной гонке, Дмитрий Усс заслуживает уважения: на приличную недвижимость он смог заработать.

Крупный специалист по макроэкономике Ярослав Романчук среди практиков замечен не был. В биографии пишет: некогда руководил предприятием. Но это было давно. Претендуй Ярослав на руководящую должность в частной компании, его попросили бы доказать, что не потерял квалификации с тех пор. Кстати, сам Романчук в предвыборных речах название завода, которым он управлял, почему-то скромно не упоминает. То ли блюдет какую-то коммерческую тайну, то ли хвастаться особо нечем. Практикой Ярославу, действительно, заниматься некогда: он пишет книги об интеграции Беларуси с Европой, установлении дружественных связей с Россией, системных реформах. В бестселлеры эти издания не превратились, судя по доходам экономиста. За прошлый год он заработал чуть более 6 миллионов рублей. Гонорар продуктивного внештатного журналиста побольше будет. Романчук упорно претендует на звание «знатока инвестиций и реформ» международного класса. Но такие специалисты за час своей работы требуют от клиентов как минимум $ 50 – и это демпинговая цена. Обычно ставки достигают $ 100—200. Упомянутый кандидат в президенты управляет целым исследовательским центром «Мизес». Но почему-то интеллект этой организации не пользуется спросом в коммерческих структурах. Теперь вполне понятно, почему заявленная летом свадьба Романчука пока не состоялась: на 500 тысяч белорусских рублей в месяц сложно содержать семью.

Но можно перенять опыт Андрея Санникова. С супругой ему повезло неимоверно: по задекларированным доходам кормильцем в семье является именно она. Ибо кандидат в белорусские лидеры доходов в прошлом году вообще не имел. Последний раз реальным делом Санников занимался в 1996 году, пока не уволился с поста заместителя министра иностранных дел. Следующие годы карьера Санникова изобиловала только общественными должностями. Странно: профессиональный дипломат не смог найти приличного места работы. А за полтора десятилетия профессионального безделья можно не только дипломатические навыки растерять, но и даже иностранный язык забыть. Формула «и мы когда-то были рысаками» не прошла бы при попытке трудоустройства в приличную компанию.

Оригинальнее всех оказался Виктор Терещенко: в его семье вообще доходов нет. Он вполне смог бы претендовать на звание изобретателя технологии «как можно жить без денег».

У Николая Статкевича базовое образование очень достойное: в советские времена в отечественной системе ПВО готовили качественные кадры. Но уже почти 20 лет, как Статкевич ушел из армии. Судя по биографии кандидата, с тех пор он чаще сидел под арестом или находился под следствием. Созданием материальных благ Николаю Статкевичу пришлось заняться во время срока ограничения свободы: трудился электромехаником, слесарем. Видимо, благодаря этой деятельности Статкевич «знает реальное положение дел в экономике».

Приверженец национальной идеи Григорий Костусев почему-то свои доходы задекларировал не в белорусских денежных единицах, а в российских. А потом еще и обиделся, что его подозревают в использовании заграничного финансирования. В Беларуси можно по пальцам пересчитать организации и компании, которые имеют право выплачивать вознаграждения в валюте. Откуда российские рубли у Костусева?! Один из немногих кандидатов, хоть как-то засветившийся в реальной экономике: 4 года руководил совместным предприятием. Но бросил это занятие еще в 2004 году. А 6 лет без практики – серьезный срок для руководителя: знания теряют свою ценность через пять лет. Анализировать «предвыборные» резюме кандидатов можно достаточно долго. Но выводы напрашиваются не самые радужные. Фактически в кандидатских списках теоретики, которые о практической стороне экономической жизни имеют самое поверхностное представление. Как они собираются свои «голые» реформаторские идеи претворять в жизнь? И где у политиков портфолио: конкретные дела и достижения, которые можно пощупать и посмотреть. Подавляющее большинство кандидатов в политике не первый год. Было время по своим «лекалам» создать процветающее предприятие, совхоз, корпорацию, привлечь инвесторов… Законодательство мешает гениям работать? Так реализуйте хоть один проект за границей: продемонстрируйте «в живую» преимущества их экономической модели. Увы, пока в арсенале политиков только теоретические выкладки. А идеями страну не накормишь, производство не модернизируешь, зарплату не поднимешь…