Как украинцы и россияне море делили

О вялотекущей делимитации, дорогой демаркации и нерушимости украино-российской дружбы.

В прошлую пятницу состоялась встреча министров иностранных дел Украины и России. Как анонсировалось, в числе множества вопросов должен был обсуждаться и вопрос Керченского пролива и делимитации украино-российских морских границ. Тем не менее, по итогам встречи не было обнародовано ни одного заявления на данную тематику.

Пояснить этот феномен, а также дать оценку текущему состоянию «пограничных» отношений Украины и России «Обозреватель» попросил директора Украинского филиала Института стран СНГ Владимира Корнилова и директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова.

Сергей Толстов о наших «козырях», уступках и великодушии держав

Сергей Толстов предположил, что окончательная делимитация морских границ с Россией произойдет нескоро, и, по большому счету, этот вопрос сегодня не самый актуальный в повестке дня двусторонних отношений. В частности, он напомнил о соглашении по Азовскому морю, подписанном в 1993 году. Но это не значит, что проблемой стоит пренебречь. В конце концов, «вопросы юридического оформления территориального пространства, сфер государственной ответственности в какой-то мере усложняют статусный характер того или иного государства», — сказал он.

Эксперт предложил руководству страны «создавать такие ситуации, в которых Российская Федерация была бы вынуждена внимательнее относиться к интересам Украины и идти на определенные уступки». Так, по словам Сергея Толстова, Украина сегодня имеет два «козыря»: разведка и разработка газовых и нефтяных месторождений на шельфе Черного моря и строительство мостового перехода над Керченским проливом. Эксперт пояснил, что одним из обязательных условий этих проектов является четкое размежевание морских границ.

Тем не менее эксперт уверен, что российская сторона будет настаивать на закреплении особого режима Азовского моря и Керченского пролива, «чтобы когда-нибудь не увидеть там Шестой флот США». Украинской стороне Сергей Толстов порекомендовал настаивать на разрешении вопроса о делимитации морских границ во время подписания Соглашения об украино-российском стратегическом партнерстве, а также «четко рассчитывать свою тактику» и не спешить с уступками — «от больших держав очень сложно ожидать великодушия – точно так же, как и от малых держав», — сказал он.

Владимир Корнилов о вялотекущей делимитации, дорогой демаркации и нерушимости украино-российской дружбы

«Насколько мне известно, на встрече министров иностранных дел России и Украины тема морской границы не звучала», — рассказал Владимир Корнилов. Он пояснил это тем, что на сегодняшний день по-прежнему не достигнуто решение, устраивающее обе стороны. Поэтому процесс носит «вялотекущий» характер и не выносится «на самый высший уровень». Напомним, российская сторона считает целесообразным считать Азовское море с Керченским проливом «внутренними водами России и Украины», украинская сторона настаивает на четком размежевании границ.

Зато вопрос о демаркации сухопутных границ – пока на уровне соглашения, — решен, несмотря на то, что сегодня никто не может ответить на вопрос, когда начнутся демаркационные работы и каких бюджетных затрат они потребуют. А речь идет «о немаленьких средствах», — заметил Владимир Корнилов. Но и в этом случае никто не торопится, поскольку, так же, как и вопрос делимитации морских границ, вопрос демаркации сухопутных «принципиальным не является». К слову, эксперт пояснил, что факт демаркации и делимитации границ никогда не был условием для отмены визового режима между Украиной и ЕС. Точно так же отсутствие формализации сухопутных и морских границ никак не осложнит украино-российские отношения.

О Черноморском Флоте, двусмысленных условиях и асимметрии в отношениях

Одной из главных тем обсуждения министров была тема пребывания Черноморского Флота РФ в Украине. «Россия старается как можно быстрее заключить с Украиной дополнительные соглашения с тем, чтобы раз и навсегда снять ситуацию, которая возникла в 2008 году, когда президент Украины мог в значительной степени затруднить жизнедеятельность Флота на территории Севастополя и создать более чем двусмысленные условия, при которых возможно было спровоцировать некий конфликт», — пояснил Владимир Корнилов. Таким образом, «делается все, чтобы в будущем никаким указом президента, никаким решением СНБО не было возможности подвергать сомнению правомочность нахождения Черноморского Флота на своей исконной исторической базе».

Сергей Толстов добавил, что текущая фаза переговоров по ЧФ РФ «носит промежуточный характер». «Очевидно, основной пакет соглашений по Черноморскому Флоту будет готовиться к следующему заседанию украино-российский межгосударственной комиссии, которое должно произойти во втором квартале 2011 года», — сказал он. В целом же эксперт признал, что украино-российские отношения во многом асимметричны. Но «ничего страшного в этом нет, поскольку интересы и характер согласования вопросов носят различный характер, главное – взаимный учет интересов в наиболее оптимальной форме», — поспешил добавить Сергей Толстов.

О неправильно понятом Лужкове, прагматичных бюрократах и русском городе Севастополе

У большинства граждан Украины экс-мэр Москвы Юрий Лужков ассоциируется с человеком, посягнувшим на территориальную целостность страны – ведь именно он неоднократно заявлял о Севастополе как о «русском городе». Но, как пояснил Владимир Корнилов, отставленный мэр просто стал жертвой недобросовестных журналистов, перекрутивших его слова.

Эксперт пояснил, что, согласно с многочисленными социологическими исследованиями, «подавляющее большинство россиян сожалеет о том, что Севастополь, как и весь Крым, оказались за пределами Российской Федерации». Но «Лужков – вменяемый человек и прекрасно понимает, что нынешняя ситуация – свершившийся факт», а его якобы провокационные заявления – не более, чем уже упомянутое сожаление, — подчеркнул Владимир Корнилов.

«Лужков – парень в кепке, который и ведет себя соответственно», — добавил Сергей Толстов. Он напомнил, что из пяти объектов в Крыму (санатории и дома отдыха), контролируемых экс-мэром, четыре, «как конфету изо рта, без анестезии, отобрали крымские бюрократы и местные органы власти». Поэтому граничащие с провокационными заявления господина Лужкова вполне объяснимы – он ведь все-таки живой человек. Но на сегодняшний день характер российской власти меняется на глазах, — заметил эксперт. «Российские бюрократы становятся более прагматичными», — сказал он.