Депутаты: миграция – хорошее подспорье для страны

Российские парламентарии в целом скептически отнеслись к возможности перенести на российскую почву опыт арабских государств, где мигрант может жить и работать, но не получает гражданства. По их словам, страна нуждается в притоке новых граждан и квалифицированных специалистов. При этом парламентарии указали на необходимость совершенствовать миграционную политику.

В недавнем опросе Regions.Ru председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК) Мухаммедгали-хазрат Хузин заявил, что в миграционной политике России следовало бы присмотреться к опыту арабских государств, где мигрант может жить и работать, но в принципе не может получить гражданства. «В нашей же стране любой приезжий теми или иными окольными путями может получить российское гражданство. При этом «новоиспеченные» граждане не делают никаких вложений ни в экономику, ни в культуру России, а наоборот, вносят диссонанс в общество», — заметил он.

Эту мысль поддержал и директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), директор Центра географии религий Роман Силантьев. «В этих государствах берут людей только с востребованными специальностями. И иностранцы туда едут не от безысходности, а из желания сослужить службу этим странам», — пояснил Силантьев.

Не следует ли России, может быть хотя бы частично, взять на вооружение опыт ряда зарубежных стран по работе с мигрантами? С таким вопросом REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Внимательно изучить не только мировую миграционную политику, но и исторический опыт России советует председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Камчатского края Виктор Орлов.

«Прежде чем перенимать какую-то практику ее надо досконально проанализировать», — заявил сенатор. «Вопросы, связанные с привлечением на работу трудовых мигрантов, — это очень тонкая материя. Францию вон как будоражит от ее модели интеграции мигрантов», — подчеркнул парламентарий.

Орлов сказал, что ему известно об особенностях миграционной политики стран Персидского залива. «Там, действительно, люди приезжают только на работу без какой-либо перспективы на получение гражданства», — констатировал политик, попутно предложив обратить внимание и на исторический российский опыт. «В былые времена к нам тоже многие приезжали», — отметил Виктор Орлов, посоветовав не бросаться головой в омут без тщательного анализа всех миграционных моделей.

«Достаточно сбалансированной» считает проводимую Россией миграционную политику заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок.

«Она не нуждается в ужесточении, наоборот, может быть даже ей требуется либерализация», — сказал сенатор. Одновременно парламентарий считает необходимым присматриваться к опыту зарубежных стран по вопросу привлечения мигрантов. «Однако сейчас наша миграционная политика правильная», — убежден Починок.

По словам политика, Россия заинтересована в мигрантах, потому что заинтересована в притоке населения. По его данным, «в последние годы именно за счет приезжих страна серьезно улучшила ситуацию с численностью населения».

Сенатор назвал «неверным» бытующее мнение о достаточно легком пути получения российского гражданства. «Мы нуждаемся в притоке умных работящих мигрантов. Но это совсем не значит, что если они сегодня скажут «хотим гражданство», завтра они его тут же получат. Для этого существует определенный порядок, который должны соблюсти все желающие стать российскими гражданами», — заключил Александр Починок.

России «в обязательном порядке» следует воспользоваться миграционным опытом арабских государств, убежден член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.

«В Арабских Эмиратах даже недвижимость, приобретенная иностранцем в этой стране, не дает ему права на получение там вида на жительство. В России же мигранту получить российское гражданство проще простого», — сказал сенатор, выступив за максимальное ужесточение этой процедуры. «Право работы по контракту не должно давать права на получение российского гражданства», — уверен парламентарий. По словам Пантелеева, он приветствует работу иностранцев в России, но выступает категорически против их интеграции в общество через российское гражданство. «Кто хотел, тот его уже давно получил», — отметил политик.

Одновременно он считает необходимым облегчить процедуру получение российского гражданства для людей, занимающихся интеллектуальным трудом. «Исключение должно быть для «людей с мозгами». Те же, кто получил контракт на физическую работу, по его истечении должны уезжать к себе на родину», — подчеркивает политик.

Сенатор с сожалением констатировал, что трудовые мигранты абсолютно не пополняют российский бюджет. «Доходы, получаемые в России, они отправляют к себе в виде почтовых переводов. Таким образом, их средства не оборачиваются в нашей экономике, не работают на нашу страну, а «уплывают» в их страны и работают там», — обрисовал ситуацию Олег Пантелеев, призвав продумать, каким образом можно ограничить возможность пересылки из России зарплат мигрантов посредством почтовых переводов.

России не подходит опыт арабских государств в части миграционной политики, убежден член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Амурской области Амир Галлямов.

«Мигранты помогут России преодолеть демографический кризис», — заявил сенатор, заметив, что на Ближнем Востоке в семьях по 10 детей, а в России – один-два. «Вот когда мы заселим наши территории, тогда можно будет подумать над этой практикой. Пока же мы должны облегчать, а не ужесточать процедуру получение российского гражданства», — подчеркнул парламентарий.

Одновременно политик выступает за ужесточение налогового законодательства относительно доходов мигрантов. «Необходимо сделать так, чтобы мигранты платили налоги со своих зарплат, а не полностью пересылали бы их в свои страны, уходя тем самым от инвестиций в российскую экономику», — сказал Амир Галлямов.

Не считает необходимым перенимать опыт других стран по работе с трудовыми мигрантами председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Единая Россия» Евгений Федоров.

«В нашей стране уже лет пять действует довольно жесткая миграционная политика», — заявил депутат. Он отметил, что трудовой мигрант вправе жить и работать в России только в том случае, если работодатель получит от ФМС соответствующую квоту. «Таким образом, иностранные работники нанимаются в соответствии с потребностями конкретных компаний и предприятий», — подчеркнул Федоров.

Что касается гражданства, то, как полагает депутат, «в России его получить сложнее, чем в большинстве стран мира». По его словам, на подготовку необходимых документов «уходит как минимум год».

Парламентарий выразил мнение, что миграционную политику в России, напротив, следует сделать более либеральной. «Масштаб нашей страны таков, что во многих регионах существует острая нехватка рабочей силы», — обратил внимание Евгений Федоров, заметив, что работа с трудовыми мигрантами должна определяться именно региональным фактором.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции «Единая Россия» Александр Чухраев считает, что России нужно «не только изучать, но и применять» опыт других стран в работе с трудовыми мигрантами.

«Любой специалист подтвердит необходимость привлечения именно тех кадров, которые реально востребованы в стране», — заявил депутат. По его словам, в России сегодня миграционная политика в основном сводится к принципу «кто хочет, тот и приезжает».

Чухраев предлагает обратить внимание на идею ряда экспертов о строительстве специальных учебных центров для наиболее востребованных категорий иностранных работников. «Скажем, мигранты-строители могли бы повышать там свою квалификацию, сдавать необходимые экзамены и получать содействие в официальном трудоустройстве», — указал парламентарий. При этом, по словам депутата, «должны быть отрегулированы вопросы, связанные с визами, налогами, с жилищным и медицинским обеспечением работников».

«России следует улучшать миграционную политику таким образом, чтобы решались не только проблемы самих трудовых мигрантов, но и благодаря мигрантам – проблемы российской экономики», — подчеркнул Александр Чухраев.

Считает правильным и полезным обращать внимание на миграционную политику в других странах член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков.

«Многие государства накопили очень хороший опыт в работе с трудовыми мигрантами», — отметил депутат. Особенно эффективной он считает практику, при которой иностранная рабсила «привлекается на те участки в экономике, где существует реальная нехватка работников».

Как полагает Аксаков, государство в лице Минэкономразвития должно «постоянно анализировать рынок труда и его потребности». Сам депутат видит необходимость в поддержке прежде всего тех иностранных работников, «которые являются высококвалифицированными специалистами в сфере модернизации и инновационных технологий». «Считаю, что мы могли бы законодательно закрепить за такими специалистами определенные льготы», — отметил он.

Кроме того, по мнению парламентария, в миграционной политике России приоритет должен отдаваться гражданам из Белоруссии и Украины, а также стран Восточной Европы. «Чем больше среди трудовых мигрантов будет лиц из этих государств, тем меньше станет в российских регионах конфликтов на межнациональной почве», — убежден Анатолий Аксаков.

Скептически относится к предложениям перенять опыт других стран по работе с трудовыми мигрантами член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции КПРФ Борис Кашин.

«У нас свое, отличное от других государств, экономическое положение, свой менталитет», — отметил депутат. При этом он выразил мнение, что при сегодняшней сложной экономической в стране миграционная политика объективно не может быть успешной.

«Большинство трудовых мигрантов остаются в России людьми второго сорта, чей труд оценивается несправедливо низко», — указал Кашин. По его словам, часть приезжих работников, не вынося тяжелых бытовых условий, вынуждена заниматься нелегальным бизнесом, тем самым усугубляя и без того сложную криминогенную обстановку.

Со своей стороны парламентарий предлагает создавать благоприятные условия для оказавшихся без работы русскоязычных граждан бывших союзных республик. «Их можно привлекать к работе на селе, которое сегодня во многих российских регионах обезлюдело», — считает политик. При этом Борис Кашин подчеркнул, что трудовые мигранты должны иметь достойное жилье и зарплату, «иначе нам не избежать социальных конфликтов».