За обвинениями в отрицании Холокоста уши Москвы

Демарш семи послов, после которого министр внутренних дел Раймундас Палайтис поспешил выбросить с работы историка Пятраса Станкяраса, обвиненного в «отрицании Холокоста», с самого начала удивил составом подписавшихся. Хорошо известно, что на любые проявления антисемитизма прежде всего и очень жестко реагирует два посольства – Израиля и США. В случаях с отрицанием Холокоста не остается равнодушной и Германия – первое государство, криминализировавшее такую деятельность. Ну удивился бы, если бы в демарше участвовала и Австрия, недавно осудившая одного историка за отрицание Холокоста.

Однако обращение к правительству Литвы подписали послы Объединенного Королевства, Эстонии, Франции, Финляндии, Нидерландов, Норвегии и Швеции. Посол Польши, хотя тоже выразил протест по поводу статьи П.Станкяраса, сделал это отдельным письмом, которое прислал в редакцию «Вяйдаса», а не в правительство. Также поступил и посол Израиля, письмо которого, по моим сведениям, приятно удивило редакцию своим спокойным и деловым стилем. Ни посол США, ни китайский посол в демарше не участвовали.

Видя это, у меня появилась мысль, что что-то здесь не так с этими протестами. Когда вчитался, то мелькнуло: а ведь география посольств, чьи послы написали в правительство, точно повторяет географию и список участников прокладываемого «Газпромом» газопровода «Норд Стрим»! И всё сразу же стало на свои места и стало ясно, почему в обращении семи послов появилось предложение о том, что в нашем государстве «лживо пытаются уравнять уникально ужасный геноцид евреев с советскими преступлениями в Литве, которые, хотя и велики, но не могут считаться одинаковыми ни по своим целям, ни по результатам». И почему демарш этих семерых так приветствовал Кремль.

Есть еврейские организации, думающие, что нельзя ставить знак равенства между нацистскими и советскими преступлениями. Но все же наибольшее раздражение решение Литвы в одной статье Уголовного кодекса предусмотреть одинаковую ответственность за отрицание холокоста и советской оккупации вызвало в Москве. Нахождение «на стороне праведников» во время Второй мировой войны – это основа, фундамент, на котором нынешняя Россия строит свой идентитет.

В Европе есть также немало думающих, что Россия с ее природными ресурсами могла бы быть лучшим долговременным стратегическим партнером, особенно если и дальше будет углубляться долговой кризис зоны евро и будет решено разделить Европейский союз на ленивый задолжавший Юг и работящий и экономный Север. Литва, как из-за своего географического положения, так и из-за проводимой Правительством жесткой политики экономии, полностью отвечает требованиям, выдвигаемым северянам. Остается только «чуточка» — вынудить Литву изменить Уголовный кодекс, чтобы сравнение в нем нацистов и советов перестало раздражать планируемого стратегического партнера. Посмотрим, какая из серьезных партий первой предложит это сделать.

Примечание переводчика: На этой же странице, где опубликована заметка «За обвинениями в «отрицании холокоста» торчат уши Москвы», помещено и «Исправление ошибки», данное от лица редакции. В нем говорится: «8 ноября с.г. в 45-м номере «Вяйдаса» появилась статья П.Станкяраса «Нюрнбергский трибунал по военным преступлениям – самый большой в истории юридический фарс». В опубликованном в ней предложении «Важно и то, что на Нюрнбергском процессе правовую основу получила легенда о 6 млн. якобы убитых евреях…» вкралась ошибка. Это предложение должно было бы звучать так: «…на Нюрнбергском процессе правовую основу получила легенда о количестве убитых евреев – якобы 6 миллионах». Извиняемся перед всеми, кого это предложение оскорбило».