США сами не могут закончить конфликт на Ближнем Востоке

Ни США, ни любая другая страна в мире не способны положить конец конфликту между Израилем и ПНА, только сами участники конфликта могут определить свое будущее через переговоры и последующее заключение соглашения, заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Израиль считает весь Иерусалим своей «единой и неделимой» столицей, палестинцы претендуют на создание собственной столицы, по меньшей мере, в восточной части города. С точки зрения международного права, Восточный Иерусалим, как и Западный берег реки Иордан, относится к оккупированным территориям, чья принадлежность должна быть определена на переговорах между сторонами конфликта.

Переговоры между Израилем и Палестиной возобновились 2 сентября в Вашингтоне, но были вновь приостановлены спустя три недели, когда израильский премьер Биньямин Нетаньяху отказался продлить мораторий на поселенческую активность. В ноябре израильские власти объявили о намерении возвести в спорных районах Иерусалима около 1,3 тысячи единиц жилья — квартир или односемейных домов. С призывом отказаться от строительных проектов на оккупированных землях к Израилю обратились, в частности, Россия, ООН, Евросоюз и США.

«Мир между Израилем и его соседями пойдет на пользу всем, но только сами стороны могут этого достичь. Ни США, ни другие страны не могут привнести решение. Только соглашение, которое станет результатом переговоров, может обеспечить стабильность», — сказала Клинтон, выступая в пятницу вечером с большой речью, посвященной ближневосточному урегулированию.

Госсекретарь США вновь подтвердила позицию США: только создание двух независимых государств может обеспечить мир на Ближнем Востоке, гарантировать безопасность Израиля и удовлетворить территориальные претензии палестинцев.

«Но, идя вперед, стороны должны принимать трудные решения и брать на себя ответственность… Они должны уметь смотреть на ситуацию с точки зрения другой стороны. Палестинцы должны признать опасения Израиля в сфере безопасности, а Израиль должен признать территориальные претензии Палестины», — убеждена Клинтон.

По ее словам, честные откровенные переговоры — единственный способ для израильтян и палестинцев прийти к согласию.

«Другой альтернативы, кроме как достижение устраивающего обе стороны соглашения, нет… Нам жаль, что мы до сих пор не продвинулись в переговорах дальше и глубже», — отметила Клинтон.

Глава американского внешнеполитического ведомства подчеркнула, что США будут, в соответствии с желанием Израиля и ПНА, продолжать играть активную роль посредника на переговорах.

«США не будут пассивным участником… Мы будем работать над преодолением разногласий и получением ответов… Если одно решение не подойдет, мы предложим другое… Мы будем настойчивы, мы не остановимся», — сказала она.

Клинтон подчеркнула необходимость решения и самых болезненных вопросов.

«Иерусалим очень важен для иудеев, мусульман и христиан. И согласия не будет, пока религиозные интересы всех сторон не будут уважены и защищены. В ходе переговоров стороны должны прийти к согласию относительно статуса Иерусалима», — подчеркнула госсекретарь.

Министр обороны Израиля Эхуд Барак, выступавший следом за госсекретарем США, подчеркнул, что согласен с тем, что сказала Клинтон, однако на ключевом вопросе — поселенческой активности Израиля, которую Клинтон в очередной раз резко осудила — останавливаться не стал.

«Никакого противоречия между решением «Два народа — два государства» и интересами безопасности Израиля нет. Более того, это ключевое решение для реализации интересов Израиля в сфере безопасности», — заявил он.

«Между Иорданией и Средиземным морем живут 11 миллионов человек, 7,5 израильтян и 3, 5 миллиона палестинцев. И если будет только одна политическая единица — Израиль — которая будет контролировать весь этот район, то неизбежным будет, что он станет либо нееврейским, либо недемократическим государством», — подчеркнул Барак.

Барак также заявил, что, несмотря на все трудности, смотрит на перспективы переговоров с оптимизмом. «Я настроен оптимистично и верю в то, что мы можем достичь соглашения… И я принимаю все меры для того, чтобы не упустить исторический шанс», — сказал министр обороны Израиля.