Беларусь – Россия: точка возврата

Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев вновь общаются так, будто и не было четырех серий «Крестного батьки».

Сегодня перед заседанием высшего органа Таможенного союза главы государств имели полуторачасовую беседу за закрытыми дверями. По ее окончании Лукашенко был в хорошем настроении, шутил с журналистами. Позже выяснилась и причина. С 1 января Беларусь вновь будет получать от России нефть и нефтепродукты без взимания пошлины. Для этого надо успеть до нового года ратифицировать пакет подписанных сегодня в Москве соглашений по Единому экономическому пространству. Лукашенко пообещал, что Беларусь не подведет.

А ведь еще вчера казалось, что Лукашенко в Москве никто и руки не подаст, что его там вообще не ждут, а если и готовы принять, то только наклоненного под определенным градусом. О чем, нетрудно вспомнить, белорусский лидер последнее время сам говорил по пять раз на день, к месту и не к месту жалуясь всему белому свету на неблагодарных союзников.

Экспертное сообщество обеих столиц последние месяцев пять вполне убедительно рисовало незавидные перспективы преодоления глубокого политического кризиса в отношениях Беларуси и России. Вплоть до того, что Москва не признает очередную победу Лукашенко и будет терпеливо поддушивать здешний режим экономическими путами.

Основания для таких предположений, согласитесь, были достаточно весомыми.

Ну не шутки же ради с молчаливого одобрения Кремля российские СМИ старательно лепили из Лукашенко образ кровавого и не всегда вменяемого диктатора? И не по чьей-то же нелепой прихоти Россия строит дорогостоящие обходные трубопроводы для поставок своих углеводородов в Европу? Москва вполне определенно давала понять, что больше не видит в Беларуси, в ее руководстве надежного и предсказуемого партнера, с которым можно строить перспективные планы на далекое будущее.

Да и в Минске к разладу в отношениях с союзником тоже, заметим, отнеслись вполне серьезно.

Весь экономический блок белорусского правительства был мобилизован на оперативный поиск углеводородных альтернатив. И, как оказалось, поставкам российской нефти действительно можно найти альтернативу.

Друг Чавес подсобил, конечно, хотя и у нас, и в России над ведерными поставками нефти из-за океана посмеивались. Но ведь белорусским властям удалось не только перегнать сюда пару десятков танкеров, но и, вопреки мнению, что вновь подружившаяся с Россией Украина на это не пойдет, развернуть трубу Одесса-Брода с многообещающей перспективой поставок азербайджанской нефти, заинтересовать своими проектами страны Прибалтики.

Безусловно, в поисках нефтяных альтернатив была и попытка надавить на Москву, продемонстрировать ей ошибочность мнения о ее незаменимости для Беларуси. Ведь Россия для нашей экономики — это не только источник нефти и газа, но и крупнейший рынок, найти достойную замену которому, учитывая номенклатуру сбываемой туда продукции, просто нереально. Европа это точно не купит.

Но для нее у официального Минска нашелся другой товар, демонстрация которого лицом также имела целью оказать определенный эффект на Россию. У Лукашенко получилось вполне убедительно доказать Кремлю, что раз он такой, какой есть, не нужен России, то его запросто пригреют на Западе. И даже помогут материально, несмотря на все проблемы с демократическими стандартами и рахитичный набор основных прав и свобод.

«За последнее время Лукашенко получил очень сильные сигналы со стороны Евросоюза и США, — отмечает белорусский политолог Валерий Карбалевич. — И Россия испугалась, что Беларусь может уйти на Запад».

А это поставило бы под угрозу затеянный Москвой проект по собиранию под своим крылом осколков постсоветской империи (вроде он получил название Евразийский союз). Возможно, обошлась бы Россия и без синеокой республики, но позволить себе получить такой удар по имиджу не могла.

«Россия не рассчитала свои силы, и в отношениях с Лукашенко ей пришлось делать шаг назад и протягивать руку, — что, по мнению Валерия Карбалевича, является демонстрацией слабости России. — Все прогнозы о том, что точка невозврата пройдена, пошли коту под хвост».

Оперируя чисто экономическими расчетами, Россия признает, что согласованный сегодня вариант поставок нефти и нефтепродуктов в Беларусь в краткосрочной перспективе ей невыгоден.

Выгода же Беларуси очевидна. Россия сама ее просчитала — 3,912 млрд. долларов в год. При этом официальному Минску, очевидно, нет нужды отказываться от других вариантов поставок нефти — венесуэльской или азербайджанской, так как в бюджет России будут уплачиваться пошлины только с тех проданных нефтепродуктов, которые выработаны из российской или белорусской нефти.

Фактически откручивая ситуацию с поставками нефти в Беларусь на год назад, Россия делает ставку на будущее, когда начнут воплощаться в жизнь заложенные в проект Единого экономического пространства перспективы. При этом, очевидно, Россия идет на значительный риск, так как на собственном опыте (и не раз) убедилась, что даже скрепленное подписью и гербовой печатью слово бессменного белорусского президента имеет весьма небольшую цену. Особенно, если на носу очередные выборы, которым неблагоприятные вести с внешнеполитических полей категорически противопоказаны.