Как приблизить Дальний Восток

Кадровая часть заседания была небольшой. Досрочно прекратившая свои полномочия члена Совета Федерации от Великого Хурала Республики Тыва Людмила Нарусова стала представителем в палате регионов от исполнительной власти Брянской области. Она заняла место ушедшего накануне в добровольную (но, как говорят, временную!) отставку Александра Петрова, успев стать сенатором от нового региона в последние месяцы действия нынешнего закона. С января 2011 года вводится новый закон, согласно которому, чтобы оказаться представителем в палате регионов от того иль иного субъекта Федерации, надо пройти через выборы в каком-нибудь представительном органе власти этого субъекта.

Не слишком объемной была и законотворческая часть заседания. Два закона о ратификации — Договора с Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Соглашения с Намибией о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Из остальных одобренных законов повышенное внимание привлекали два. Первый вносил поправки в несколько социальных фондов: Пенсионный, соцстраха, обязательного медицинского страхования, а также в Закон об обязательном пенсионном страховании. После доклада Валентины Петренко, председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению, у ее коллег возникли уточняющие вопросы, а представитель в палате от исполнительной власти Краснодарского края Александр Починок даже выступил по сути вносимых изменений. “Ну конечно, — сказал он. — Снявши голову, по волосам не плачут. Раз уж мы эту концепцию приняли, надо принимать и закон”. Что же расстроило его?

— Честно говоря, — сказал А. Починок, — я считаю, что Минздравсоцразвития сделало радикальную ошибку, внеся этот законопроект. От медицинского страхования здесь не осталось ничего. Более того, поражает страшное недоверие к субъектам Федерации. Вы помните, как мы воевали несколько лет подряд за методику распределения средств по фонду обязательного медицинского страхования? Мы пытались сделать так, чтобы территории, которые активно участвуют в софинансировании, были каким-то образом заинтересованы, а методики всегда приводили к тотальному выравниванию. Сейчас огромные деньги — 450 миллиардов распределяются через центр, и новой методики мы еще не видели.

Я предвижу, что деньги опять будут получать в основном те, кто и так плохо работает в системе медицинского страхования, те, кто меньше денег собирает и вкладывает за свое неработающее население. Это несправедливо. Очень боюсь, что нам придется через пару лет возвращаться к этому закону. А так… ну, голосовать, конечно, надо.

Похоже, с этой обреченностью согласились и все остальные, одобрив закон единогласно.

Второй закон, на который, думаю, многие могли бы обратить внимание, был из пограничной сферы: безопасности и соблюдения прав человека. Недавно принятые дополнения в Закон “О Федеральной службе безопасности”, дающие право ФСБ объявлять официальные предостережения гражданам, в чьих действиях усматриваются условия для преступления, вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Особенно негативно отнеслись люди к тому, что это самое предостережение могло быть вынесено уже через 10 дней после получения “сигнала” о недопустимых действиях. А был ли “мальчик” — еще требовалось выяснять и доказывать.

Новая поправка вносит некоторое успокоение в гражданские умы.

Теперь 10-дневный отсчет начинается не сразу после поступления сведений, а лишь после того, как они будут проверены и подтверждены.

Чем ближе, тем дороже

Однако самым оживленным, по уже складывающейся традиции, стал “правительственный час”. На нем с докладом о действиях Правительства по улучшению транспортной обеспеченности Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера выступил министр транспорта России Игорь Левитин.

Он начал с фактов, которые обнадеживали и впечатляли. Благодаря введению льгот на воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно значительно выросло число людей, сумевших воспользоваться авиацией. Таких пассажиров в прошлом году было 160 тысяч человек. А в 2010 году стало больше и льготных маршрутов (вместо восемнадцати двадцать шесть) и на полтора месяца увеличен срок действия скидок. В итоге министерство надеется, что к концу года будет перевезено 320 тысяч человек.

К дополнительно включенным в этом году в льготную категорию Кызылу и Норильску Минтранс надеется добавить Читу и Улан-Удэ. Кроме того, федеральный центр взял на себя содержание аэродромной сети Дальнего Востока, и прежде всего Якутии, Камчатки и Чукотки.

Важной транспортной магистралью может стать Северный морской путь. В нынешнем году впервые танкер с нефтью, добытой на шельфе, прошел из Мурманска до порта Нинбо в Китае. Прошел за 3 недели, лишний раз показав, что это самый короткий путь.

Коснувшись других составляющих транспортной сети Сибири и Дальнего Востока, министр отметил, среди крупнейших, строительство Кузнецовского тоннеля. В него уже вложено около 4 млрд рублей. Транссиб скоро не будет справляться с теми объемами перевозок из Юго-Восточной Азии и к портам Дальнего Востока, которые заявляют отправители грузов. Тоннель позволит перебросить значительную часть отправлений с Транссибирской магистрали на БАМ. В результате объем перевозок по БАМу вырастет с 12 млн тонн до 30 млн.

Начато проектирование и строительство трассы Кызыл — Курагино, что даст возможность выйти на Тыву и взять оттуда полезные ископаемые. А это гарантия развития республики.

Говоря о развитии автомобильных дорог, министр заявил, что закончено строительство федеральной трассы “Амур” Чита — Хабаровск, которая связала Центральную часть России с ее восточными регионами. “Общая длина автомобильных дорог от Санкт-Петербурга до Владивостока, — сказал И. Левитин, — теперь 9800 километров”.

Как важный аспект подготовки к форуму АТЭС во Владивостоке министр отметил развитие здесь транспортной сети. В городе идет строительство двух крупнейших мостов, реконструируется аэропорт. Будут построены две взлетно-посадочные полосы и новый воздушный терминал, который станет самым современным в России.

Но трудно было ожидать, что оптимистические в целом сообщения министра не вызовут острых вопросов. И прежде всего потому, что нам нужны совсем другие темпы развития транспортной сети. Да, какие-то объекты внушительны, и, как отмечалось, их строительством можно гордиться. Но при этом не надо закрывать глаза на то, что буквально рядом с нашей сибирско-дальневосточной частью страны, в Китае, идет стремительное и поистине колоссальное развитие транспортной сети, где одних только автодорог за год строят больше, чем мы за 10 лет.

И. Левитин в ответах не “заводил рака за камень”. Говорил, что есть и как он видит решение той или иной задачи. Например, представитель от законодательной власти Новосибирской области Виктор Леонов спросил, какие меры предпринимает Правительство, чтобы сделать переброску зерна и продовольствия в европейскую часть выгодной для товаропроизводителей, ибо сегодняшние железнодорожные тарифы не дают такой возможности. Левитин сказал: у нас проработаны маршруты перевозок, которые будут субсидироваться Правительством. “Если те предприятия, о которых вы говорите, попали в эту программу, они будут перевозить по сниженному тарифу”. А тем, что не попали, но у которых большой урожай и продукция которых могла бы снизить цены в Центральной России, — им как быть? Ответа нет.

Или, скажем, один из вопросов члена Совета Федерации от исполнительной власти Чукотского автономного округа Ларисы Пономаревой. Она спросила: нет ли ошибки в том, что пассажиру, летящему от Анадыря до Владивостока, льгота есть, а тому, кто сидит рядом с ним, в соседнем кресле, но летит ближе, до Хабаровска, льгота не положена? Министр ответил: никакой ошибки нет. Наша задача —обеспечить федеральные маршрутные сети. Полет от Анадыря до Владивостока в эту “сеть” попадает. А перелет от Анадыря до Хабаровска (на том же самом рейсе и самолете!) должны субсидировать власти Хабаровска и Чукотки.

Одну из самых болезненных проблем задел в своем вопросе представитель в СФ от законодательной власти Республики Адыгея Аслан Хашир. “Качество новых дорог у нас в стране оставляет желать лучшего, даже несмотря на их высокую стоимость. Что делает в этом отношении министерство?“ “Вопрос, который постоянно рассматривается на любом уровне, — сказал И. Левитин, — это качество и стоимость автомобильных дорог”. Он сообщил также, что новые технологии применяются. Но в незначительном количестве. Прежде всего потому, что “у нас старая нормативно-правовая база”. И заверил, что “вместе с Минрегионом работают над тем, чтобы применять новые технологии, которые уже используются у наших соседей” (надо полагать, китайцев. — В. Щ.).

Вторая причина недолговечности российских дорог, и, на взгляд министра, главная, — это нарушение технологии строительства. (Ну, тут если что и перенимать у китайцев, так это настоящий государственный спрос за брак. Но такое не экспортируется. Создается своей властью. Если она, конечно, способна.)

Среди других главных причин уникально низкого качества дорог министр назвал и уродливый Закон № 94, согласно которому каждый год надо проводить конкурс на право строить. В результате фирма, построившая один участок дороги, может уступить продолжение строительства другой компании, а та через год — третьей.

Несколько членов палаты касались в своих вопросах дорожного фонда, использования рек, как дублеров загруженных автодорог, привлечения определенных групп туристов, с помощью скидок на билеты, строительства мостов.

— Стратегия развития Дальнего Востока, — сказал представитель в Совете Федерации от исполнительной власти Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, — предусматривает формирование Якутского транспортного узла, где ключевым моментом является мост через реку Лену. Значение этого моста гораздо больше, чем транспортное обеспечение города Якутска, хотя там и 300 тысяч населения. Это развитие нефтегазового комплекса, освоение Яно-Колымской металлогенической провинции, загрузка Северного морского пути. И даже проблемы завоза на Крайний Север без моста решаются только на 30 процентов.

ТЭО моста сделано. В 2011 году стройка должна начаться, а вы в своем выступлении вдруг начали сомневаться и говорить: мы еще решение не приняли. Как же это так?

Министр стал объяснять, что решение о строительстве моста принято в 2008 году. Сейчас другая экономическая ситуация, другие деньги в федеральном бюджете и приходится решать, с какого года начинать строительство.

— Есть второй вариант, — сказал И. Левитин, — строить не железнодорожный мост, совмещенный с автомобильным, а только автомобильный. Только для того, чтобы сократить стоимость и чтобы от него провести еще 70 километров трассы до Якутска. Поэтому мы не отказываемся от проекта, — заверил министр. — Мы говорим о сроках и о том, какой мост будем строить.

Остров перспектив и проблем

В рамках пленарного заседания прошел традиционный “час субъекта Федерации”. На этот раз была Сахалинская область. Перед сенаторами выступили губернатор Александр Хорошавин и председатель областной Думы Владимир Ефремов.

— Наш главный ресурс, — сказал глава единственного в России островного региона, — это серьезные запасы природно-сырьевых и водно-биологических ресурсов. Можно спорить, хорошо это или плохо, когда регион является ресурсопоставляющим, но реалии таковы и этим надо эффективно пользоваться.

За последние 10 лет валовой региональный продукт увеличился в девять раз, объем промышленной продукции — почти в 3 раза.

Сейчас уровень безработицы — менее 1 процента. Средняя зарплата — порядка 35 тысяч рублей. Это существенно лучше, чем во многих других регионах России.

Основа экономического роста области — нефтегазовые проекты. Благодаря их реализации Россия получила уникальные передовые технологии. В 2009 году в рамках проекта “Сахалин-2” был запущен в эксплуатацию единственный в России завод по производству сжиженного газа. Сейчас на Сахалине производится 5 процентов от мирового рынка СПГ, но возможности значительно больше.

Вместе с тем в регионе и немало проблем. Надо строить дороги, морские и авиапорты, вертодромы, развивать альтернативную энергетику. Но намеченное почти на 80 процентов сокращение федеральных инвестиций создаст тяжелую обстановку и на Сахалине, и на Курильских островах.

Завершил “час субъекта” Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который, в частности, отметил такую деталь. Еще 10 лет назад “главным стремлением людей было заработать и уехать, как они говорят, “на материк”. А сегодня люди строятся и связывают свою судьбу с этой благодатной землей.