Россия-Латвия: выбор не в пользу русских

Геополитические сателлиты США на постсоветском пространстве, следуя в фарватере политики Вашингтона, почти дословно воспроизводят виртуально- «перезагрузочную» активность в отношениях с Россией, которую в последнее время демонстрируют их заокеанские кураторы.

В ближайшее время Москву с официальным визитом посетит президент Латвии Валдис Затлерс. Примечательно, что последнее событие такого рода в отношениях между двумя странами имело место 16 (!) лет назад, когда глава латвийского государства посчитал подписание пакета соглашений, связанных с выводом российских войск из Латвии, достаточным поводом для личного появления в Первопрестольной.

Впрочем, на этот раз высшее латвийское руководство имеет не менее веский повод «засвидетельствовать свое почтение» российским коллегам. Речь в данном случае идет о жестких реалиях экономического кризиса, которые не только не позволяют прибалтийским политикам зарабатывать прежние политические и экономические дивиденды на демонстрации своей пещерной русофобии, но, напротив, вынуждают их переключиться на поиск недостающих средств на восточном направлении.

О том, что Москве будет предложено вновь поработать «на общественных началах» в качестве спасательного круга для экономики стран Балтии, свидетельствует повестка переговоров, заявленная латвийской стороной. В ней, в частности, фигурируют подписание договора об избежании двойного налогообложения, соглашение о помощи в ликвидации чрезвычайных происшествий, улучшение дорожной инфраструктуры в целях повышения пропускной способности транзитных каналов, по которым поток товаров из стран ЕС поступает через Латвию на территорию России.

Судя по интервью г-на Затлерса изданию «Вести сегодня», в обмен на эти практические шаги навстречу со стороны России нашей стране будет предложено «перезагрузочное» смягчение риторики латвийских властей по наиболее болезненным вопросам двусторонних отношений. Т. е. речь, по большому счету, идет, опять же, о типичной для восточноевропейских деятелей «торговле русофобией», которая в данном случае выражается в их готовности уменьшить объемы экспорта этого специфического виртуального продукта на международный рынок.

Итак, в своем интервью президент Латвии уверяет, что Рига поддерживает курс на введение безвизового режима между Россией и ЕС. Правда, по его словам, Латвия сама долго шла по этому трудному пути, так что «очевидно, что и процесс введения безвизового режима с Россией займет определенное время». Как и следовало ожидать, он приветствовал наметившийся на завершившемся недавно саммите НАТО в Лиссабоне процесс сближения Альянса с Россией, и даже снизошел до того, что выразил готовность «обсуждать с российскими коллегами все вопросы», включая вопросы о т. н. негражданах и попытках латвийских властей фактически насильно принудить многочисленную русскую общину страны к натурализации. При этом г-н Затлерс на голубом глазу заявил, что проблемы дискриминации неграждан в его стране… вовсе не существует.

«Натурализация не дает никаких материальных преимуществ: ведь и неграждане могут путешествовать без виз по Евросоюзу наравне с гражданами Латвии. Более того, неграждане теперь без виз могут посещать и Россию. Никаких социальных различий между гражданами и негражданами не существует», – убеждает аудиторию общественно-политической русской (!) газеты Латвии действующий глава государства. При этом Валдис Затлерс не стал утруждать себя объяснением, каким образом сохранил свой пост руководитель МИД Латвии Валдис Кристовскис, который оказался вовлеченным в скандальную историю с латышским врачом-националистом из США Айваром Слуцисом. Напомним, что глава внешнеполитического ведомства в частной переписке солидаризировался с позицией эскулапа по прозвищу «Доктор Смерть», который без обиняков признался, что не смог бы одинаково лечить латышей и выходцев из России. При этом президент лишь слегка пожурил проштрафившегося министра, попросив его пояснить, что тот конкретно имел в виду. Кстати говоря, этот инцидент чуть было не привел к отмене визита Затлерса в Москву.

На каком фоне будет проходить запланированный визит главы Латвии в Россию, рассказывает учредитель Центра либерально-консервативной политики «Великая Россия», лидер штаба защиты русских школ в Латвии Александр Казаков:

– В том, что касается заявлений по НАТО и визовой политике с ЕС, Затлерс выступает в чистом виде как европейский чиновник. Он копирует зады брюссельской дипломатии, не более того. А вот в вопросе двусторонних отношений между Россией и Латвией я не вижу, чтобы в них просматривалось реальное потепление. Просто когда Россия открыто возмущалась дискриминацией русских в этой прибалтийской стране, а нас в ответ называли «вчерашними оккупантами», отношения были горячими. Сейчас же их градус несколько спал, но не настолько, чтобы говорить о настоящем смягчении. Просто стороны перестали обмениваться регулярными филиппиками в адрес друг друга.

С другой стороны, в самой Латвии действительно несколько спал накал в отношениях между гражданами и негражданами, а также латышами и русскими (это – несовпадающие категории). Это связано с экономическим кризисом. Просто та часть латышского (подчеркиваю: не латвийского!) общества, которая осознала глубину кризиса, поняла, что из него невозможно выйти, опираясь только на половину населения. Для этого надо задействовать все возможные ресурсы, в т. ч. и людские. Это – вполне прагматичный подход.

Кстати говоря, обратите внимание: на выборах латыши стали голосовать иначе. Теперь они готовы голосовать за партии, которые позиционируют себя как сторонники двуязычия. Центр согласия, который возглавляет мэр Риги Нил Ушаков (а на должность премьер-министра от нее номинировался Янис Урбанович), является русско-латышской партией. И латыши сегодня достаточно активно голосуют за эту партию, что дало Ушакову возможность стать мэром Риги, а партии – получить значительное представительство в сейме.

Но, несмотря на все эти подвижки, дискриминация в отношении русских в Латвии, разумеется, никуда не делась. В этой связи закономерен вопрос: насколько оправданно то, что Россия идет навстречу Латвии в условиях кризиса (давая латвийской экономике своего рода глоток свежего воздуха в транзитных вопросах) за счет отсутствия последовательной политики, направленной на отстаивание интересов русских в гуманитарной сфере? Конечно, чисто по-человечески (как русский латвиец) я могу понять такое отношение к своему соседу во время кризиса. В принципе, латышский народ нашему народу не чужд. В течение многих столетий мы жили если не вместе, то рядом, а значит, несем какую-то долю ответственности за латышей. Но при этом, если рассуждать с позиций реальной политики, такой подход не позволяет России эффективно защищать своих соотечественников в Латвии.

На протяжении последних 20 лет российское государство, по большому счету, вообще не решало проблему русских неграждан ни в Латвии, ни в Эстонии, и сейчас не решает, несмотря на то, что у Москвы есть рычаги, чтобы решить эту проблему. Когда для официальной Москвы на одну чашу весов кладутся экономические интересы России, а с другой – интересы русских в Прибалтике, она делает выбор в пользу первых.

Справка KM.RU

На лето будущего года приходится окончание полномочий действующего главы Латвии, причем Валдис Затлерс до сих пор не уверен, что пойдет на новые выборы.