Политическая импотенция парламента Киргизии

Кыргызский парламент, спустя почти два месяца после проведенных выборов, с огромным трудом провел всего одно заседание, на котором только созданная коалиция просто развалилась. После чего вновь приостановил свою работу. Причина — взаимная неприязнь лидеров политических партий и подковерные игры политиков. Простые кыргызстанцы встретили зиму без правительства, а вместе с этим без внятных перспектив развития.

1 декабря кыргызстанцы с нетерпением ожидали очередного заседания парламента, на котором депутатам предстояло поддержать коалицию большинства из трех партий СДПК, «Ата-Мекена» и «Республики» и проголосовать за выдвижение на высокие посты лидеров этих партий. Однако все пошло не по предполагаемому плану.
Лидер партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев не отрывался от микрофона, он комментировал и критиковал каждое слово и жест временного спикера парламента, самого пожилого депутата Ташболота Балтабаева. К нему присоединился депутат другой партии, не вошедшей в коалицию большинства «Ар-Намыс», Анвар Артыков. Он также придирался по процедурным вопросам. Около трех часов ушло на заседании на то, чтобы удовлетворить все идеи и придирки этих двух политиков. Ситуация усугубилась еще и трудностью, с которой столкнулись депутаты при электронном голосовании. То ли не все депутаты владеют компьютерной грамотностью, то ли был у них план по срыву заседания, но факт остается фактом. Кто-то из депутатов даже в сердцах воскликнул: «Как же мы депутатами стали?». Голосование по кандидатуре Омурбека Текебаева, лидера партии «Ата-Мекен», на должность спикера растянулось до часу ночи. Особо постарались в этом деле вышеупомянутые политики. Особо усердствовал Анвар Артыков, который напомнил о порноскандале с лидером «Ата-Мекена» и потребовал от него это прокомментировать. К сожалению, нервы Текебаева не выдержали, и он допустил несколько нелицеприятных фраз в отношении оппонента. Трудно сказать, послужило ли это решающим моментом, но итоги голосования показали, что из 118 присутствующих депутатов Текебаева поддержали лишь 58. Хотя коалиция большинства насчитывала 67 голосов. Получилось, что 9 депутатов просто предали коалицию.
На следующий день лидер СДПК Алмазбек Атамбаев заявил, что намерен попросить президента передать мандат другой фракции для формирования парламентского большинства. «Три фракции, объединившись, имели 67 голосов, однако на деле оказалось, что у коалиции большинства всего 58 голосов. Вместе с тем я призываю всех к согласию и скорейшему формированию коалиции и правительства», — подчеркнул обиженный Атамбаев.
4 декабря президент Роза Отунбаева объявила о том, что поручает формирование парламентской коалиции партии «Республика» и вручила мандат 40-летнему политику — лидеру этой партии Омурбеку Бабанову.

«СДПК было тяжело пережить распад коалиции, но ради движения Кыргызстана вперед надо помочь «Республике» создать новый альянс», — сообщил пресс-секретарь Социал-демократической партии КР Фарид Ниязов.
По его мнению, было много причин, по которым парламентская коалиция, сформированная СДПК, распалась, было много подводных течений. Как заявил Ниязов, фигура Атамбаева по-прежнему остается наиболее приемлемой на пост премьер-министра.
Однако, если Алмазбек Атамбаев не станет премьер-министром Кыргызстана или фракция СДПК не войдет в создаваемую коалицию, партия социал-демократов из этого делать трагедию не будет, утверждает депутат от фракции социал-демократов Чыныбай Турсунбеков.
По его словам, народные избранники рабочей группы, созданной внутри фракции СДПК, дважды встречались со своими коллегами из «Республики». «Мы обсудили 10 пунктов коалиционного соглашения, в том числе экономическую программу будущего правительства, структуру жогорку кенеша и критерии отбора претендентов на ключевые посты в кабинет министров», — подчеркнул Чыныбай Турсунбеков.
Он добавил, что на заседании фракции обозначена позиция социал-демократов по кандидатуре премьер-министра. «Страна должна двигаться вперед, а ненужные споры и склоки вокруг будущего главы правительства только тормозят развитие государства. Да, нам бы хотелось, чтобы наш лидер стал премьер-министром, и мы будем предлагать его на эту должность. Но если его не поддержат, к примеру, на заседании, мы устраивать показательных выступлений и обижаться не станем», — пообещал Чыныбай Турсунбеков.
В настоящий момент лидер партии «Республика» ведет активные переговоры со всеми партиями, вошедшими в парламент. Звучат даже намерения создать широкую коалицию из представителей четырех, а то и пяти партий. Однако политологи считают это неблагодарной затеей.
«Широкая коалиция в парламенте Кыргызстана может разбиться об амбиции ее лидеров, которые претендуют на первые места в правительстве и жогорку кенеше», — утверждает кыргызстанский политолог Нур Омаров.
По его словам, самый оптимальный вариант будущего союза, который может создать Омурбек Бабанов, — это альянс четырех фракций: «Республика» — СДПК — «Ар-Намыс» — «Ата-Журт». «Но не факт, что даже такая коалиция будет устойчива. Чем больше амбициозных политиков в составе союза, тем больше маневров для соперничества. Но, с другой стороны, фракциям необходимо прийти к компромиссу и создать коалицию. Затягивать ее формирование, как и создание правительства, не имеет смысла. В противном случае парламент будет распущен», — сказал Нур Омаров.
Кыргызстанцы замерли в ожидании, как на этот раз лидер партии «Республика» решит головоломку, как усадит в одну политическую лодку заклятых врагов. Если и Бабанову не удастся в указанный срок справиться со своей задачей, то право избрания спикера и состава правительства переходит всему парламенту. Если и этого не произойдет в срок, то Кыргызстан ждут новые выборы в парламент. А это в условиях современного Кыргызстана, обнищавшего и уставшего морально от всех потрясений, чревато очередным социальным взрывом.
«Непродуктивная работа жогорку кенеша может вызвать акции недовольства и протесты населения», — считают в Совете правозащитников. В своем обращении правозащитники отмечают: «Вызывает обеспокоенность агрессия отдельных депутатов на последнем заседании жогорку кенеша. Такое поведение спровоцировало разрушение созданной коалиции и, как итог, срыв выборов спикера парламента и формирование правительства. Гражданское общество с разочарованием наблюдало за поведением отдельных депутатов: отвлечение участников от повестки, угрозы физического насилия в отношении ведущего собрания, необоснованные обвинения в неисправности оборудования и пинки микрофонов, оскорбления, вмешательство в частную жизнь и другие провокации конфликта».
Как отмечают в совете, «трансляция по телевидению актов психического и физического насилия способна вызвать раздражение у зрителей, повысить общий уровень агрессии в обществе». «Возможно, провокации в парламенте являются скрытой целью отдельных депутатов по дискредитации парламента либо дискредитации парламентской формы правления в целом в угоду другим странам. Налогоплательщики ждут скорейшего формирования новой власти, решения острых социальных, экономических проблем, восстановления безопасности. Непродуктивная работа жогорку кенеша может вызвать акции протеста», — считают правозащитники.
Совет правозащитников призывает все здоровые силы в жогорку кенеше к сдержанности и благоразумию. «Совет правозащитников считает, что депутаты, которые решили намеренно тормозить создание коалиции и формирование правительства, должны отказаться от таких попыток», — говорится в обращении.