Дипломатические ухаживания России за Европой

Российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин активизировали свою дипломатическую деятельность, направленную на Польшу, Италию и Евросоюз сразу после саммита НАТО состоявшегося в Лиссабоне, от которого у участников альянса осталось ощущение бесполезности происходящего. Москва намерена упрочить отношения с ключевыми игроками в Европе, помимо Франции и Германии, с целью восстановления своих позиций в ближнем зарубежье.

Анализ

Российский президент Дмитрий Медведев прибыл в Польшу 6 декабря с официальным двухдневным визитом. Встреча прошла на фоне вихря дипломатической деятельности России в Европе. Медведев перед своим визитом в Польшу, вместе с российским премьер-министром Владимиром Путиным принимал в Сочи премьер министра Италии Сильвио Берлускони, а после визита в Варшаву — в Брюссель на саммит Россия-ЕС.

Отношения России с такими тяжеловесами Европы, как Франция и Германия, находятся на пике. Это дает Москве возможность сконцентрироваться на других ключевых европейских игроках. Польша, Италия и ЕС в целом, конечно, не так важны, как Франция и Германия, но каждая страна представляет свою ценность для Москвы. Время, выбранное Москвой для дипломатического наступления важно; оно началось после «прохладного» саммита НАТО в Лиссабоне, где альянс разрабатывал новую стратегическую концепцию, от которой у многих, особенно в центральной Европе, осталось ощущение того, что НАТО становится бесполезным. Похоже, что европейские государства восприимчивы к достижениям России, и Москва намерена упрочить отношения со всеми основными игроками в Европе.

Польский фронт

Декабрьский визит Медведева в Варшаву нацелен на заключение ряда деловых и стратегических соглашений с Польшей. В российскую делегацию также вошли шесть министров, два губернатора и исполнительные директора нескольких крупных компаний, включая «Лукойл» и «Газпром». Визит стал итогом 15 месячной политики «очарования» Варшавы и совпал с 70-й годовщиной вторжения солдат Советского Союза и Германии в Польшу. Касаемо соблюдения ритуалов, в 2009 году Путин посетил Гданьск для участия в официальной церемонии, а также написал «Письмо полякам» опубликованное в польской Gazeta Wyborcza, где осудил пакт Молотова-Риббентропа (Советско-германский договор о ненападении). Позже, Путин совместно с премьер министром Польши Дональдом Туском вспомнили Катынские события (темное пятно в истории российско-польских отношений) и трагедию случившуюся 10 апреля 2010 года под Смоленском, когда потерпел крушение самолет на борту которого находился президент Польши и вся польская верхушка власти.

После всех этих событий, отношения между Россией и Польшей продолжили укрепляться. Важное для обеих сторон соглашение по газу было заключено в начале 2010 года и окончательно доработано в октябре, после совместной работы Варшавы и Москвы над юридической стороной договора. Целью его было пресечь все выпады Евросоюза против российского гиганта «Газпром» и его польского партнера PGNiG. В Еврокомиссии считают, что соглашение, по которому контроль над польским участком трубопровода будет принадлежать двум компаниям, нарушает антимонопольное законодательство Евросоюза. В итоге стороны назначили нового оператора польского участка газопровода Ямал-Европа. Похоже, что конфликт с Евросоюзом сплотил Москву и Варшаву. Взаимодействие между странами прогрессирует также и в морально-исторических аспектах. Двадцать шестого декабря российская Госдума признала, что расстрел в Катыни был инициирован Иосифом Сталиным и заявила, что рассекреченные документы не раскрывают «всего масштаба этой ужасной трагедии».

Визит Медведева также отражает прогресс во взаимодействии в практических вопросах и потенциально углубит торгово-деловые отношения сторон. В ходе визита российского президента, крупнейшие нефтяные компании России такие как «Роснефть», «Газпром Нефть» и «ТНК-ВР» проявили интерес к участию в приватизации концерна «Lotos», второй по величине нефтеперерабатывающей компании Польши. Подобное приобретение станет стратегически важным шагом для России и позволит стране владеть ключевыми активами энергетического сектора в центральной Европе. Это также станет демонстрацией того, что Россия может вкладывать деньги за символические жесты доброй воли Варшавы. В настоящее время Варшава проводит политику массовой приватизации в попытке снизить дефицит бюджета, и Россия, в свою очередь, не может не воспользоваться возможностью завладеть ключевыми активами Польши. Интерес России также состоит в привлечении Польши к планам по ее модернизации.

С точки зрения Москвы, в отношениях с Польшей всегда будет оставаться некоторая доля напряженности. Варшава не собирается забывать долгие столетия подозрений из-за 15 месяцев хороших отношений. По факту, в то время пока отношения сторон улучшаются, польские политики активно продвигают в ЕС программу «Восточного партнерства», в которой задействованы Украина и Беларусь, государства спутники России. Москва официально заявила, что не заинтересована в подобном проекте. Более того, 10 декабря председатель Европейского Парламента Ежи Бузек, бывший премьер министр Польши, нанесет визит в Молдову. Молдова также находится в центре стратегических интересов России, а приезд Бузека как раз совпадает с окончанием неоднозначных президентских выборов, по итогам которых Москва надеется укрепить свои позиции в стране.

Россия также недовольна последним заявлением Польши о том, что она намеревается разместить на своей территории американские истребители F-16. Вызывает недоумение и сентябрьский визит министра обороны Польши Богдана Клича в Вашингтон, в ходе которого он призывал Соединенные Штаты в большей мере участвовать в формировании обороны Польши и даже предложил разместить войска на территории страны. В действительности, после встречи с Медведевым, польский президент Бронислав Комаровски должен будет нанести визит в Вашингтон, как бы сигнализируя России о том, что, несмотря на улучшение отношений между странами, отношения Польши с Соединенными Штатами для поляков являются ключевыми.

Таким образом, активная дипломатическая деятельность Москвы в отношении Польши не является гарантией того, что отношения сторон полностью наладятся. Возможно, этого никогда и не случится. Москва, скорее, стремится минимизировать активность Варшавы в сферах влияния России и пытается избавиться от Польши как постоянной помехи в отношениях России и Евросоюза. Польша — одно из главных государств ЕС, в прошлом она не раз препятствовала взаимодействию России и Европейского Союза. Россия хочет быть уверенной в том, что отношения между Москвой и Варшавой являются достаточно дружественными и что в будущем Польша воздержится от подобных действий. Туск и Комаровски также укрепят свои позиции в борьбе с антрироссийской партией «Право и Справедливость», которой, в ходе местных выборов, был нанесен еще один удар.

Однако деятельность Польши в восточной Европе продолжает набирать обороты, особенно в Белоруссии и на Украине. Польша готовится к председательству в Европейском союзе, которое она примет во второй половине 2011 года, и в Москве надеются, что действия Варшавы, относящиеся к проекту «Восточного партнерства», затрагивающего региональные интересы России будут минимальны.

Итальянский фронт

В начале декабря Медведев провел переговоры с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Встреча состоялась на черноморском побережье, в курортном городе Сочи. Совместно с Владимиром Путиным они осмотрели в аэропорту города новый российский самолет Sukhoi Superjet 100 («Сухой Суперджет 100»). Путин заявил, что Италия готова в достаточно большом количестве закупать российские самолеты. Привлечение одной из наиболее сильных западных экономик к партнерству станет значительным прорывом для компании «Сухой».

Во время своего визита в Россию Берлускони также согласился с проведением двусторонних военных учений с Россией в 2011 году (не в привычном формате Россия — страна НАТО). Также была достигнута договоренность о создании военных грузовиков Iveco («Ивеко») в России, для последующего экспорта в страны СНГ. В ходе визита, также, было заключено соглашение между российской энергокомпанией РАО и итальянским энергетической группой Enel.

Освещение в СМИ визита Берлускони совпало с последними публикациями дипломатической переписки США ресурсом Wikileaks как доказательство тесных отношений Рима и Москвы. В некоторых телеграммах говорится о тесных отношениях между Путиным и Берлускони, и строятся предположения, что итальянский премьер-министр извлекает из них личную выгоду. В переписке также делается намек на тесные отношения между «Газпромом» и итальянским энергетическим гигантом ENI.

Однако STRATFOR намеренно проследил историю их взаимоотношений. ENI и «Газпром» сотрудничают в рамках проектов газопроводов «Южный поток» и «Голубой поток». Итальянский гигант владеет 19,6 процентами компании «СеверЭнергия», российской энергокомпании, основную долю в которой имеет «Газпром». ENI, в лице своей дочерней компании Saipem, также, участвует в разработке сахалинских месторождений и российско-германском проекте по созданию газопровода «Северный поток». В прошлом итальянская компания предлагала Газпрому приобрести часть газопровода «Зеленый поток», по которому ливийский природный газ через Сицилию поставляется в Европу, предполагалось, что он частично снизит газовую зависимость региона от России.

Италия не так стратегически важна для России, как Польша, Германия и Франция. И, тем не менее, она является крупным государством Евросоюза, имеет вес в НАТО, а экономика страны четвертая по величине в Европе. Таким образом, дальнейшее укрепление связей с Римом для Москвы имеет смысл, если она стремится быть в хороших отношениях со всеми крупными державами ЕС по мере усиления влияния в ближнем зарубежье.

Более того, в 21 веке средиземноморское расположение Италии вряд ли может иметь такое стратегическое значение как в прошлом, но, все же, существует вероятность того, что североафриканский природный газ будет поставляться в Европу – как альтернатива российскому газу, поступающему через восточноевропейские страны. По существу, «Газпром», наладил невероятно тесные отношения с ENI, в том числе и на личном уровне с руководством компании, чтобы быть уверенным в том, что итальянская и российская энергетические стратегии остаются синхронизированными. Италия, также, является важным импортером российского природного газа, вторым по величине в Европе после Германии, и можно смело утверждать, что Италия находится в еще большей зависимости от поставок российского газа потому, что основная доля ее общего объема производства электроэнергии зависит от природного газа.

Приезд Берлускони в Россию совпал со сложным периодом для критикуемого премьер министра Италии. Партнеры министра по коалиции намереваются отдельно от него бороться за власть. Берлускони любит бравировать своими отношения с Ливией и Россией. Таким образом, Италия, как член Евросоюза, становится для него незаменимой, когда дело касается сложных переговоров с поставщиками энергоресурсов. Тот факт, что у него есть дипломатическая смекалка и он способен вести дела с Путиным и Медведевым, также играет в пользу Берлускони внутри страны.

Фронт ЕС

После встречи с польским лидером Медведев отправится в Брюссель на саммит Россия-ЕС, где будут присутствовать президент Евросоюза Херман ван Ромпей и президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. На повестке дня: возможная отмена визового режима с ЕС (политически важный вопрос для Москвы), а также вступление России во Всемирную торговую организацию и поддержка Евросоюза, о чем Москве нет нужды особо сильно беспокоиться.

В отношении Европейского союза, наиболее приоритетной целью для России является уверенность в том, что различные европейские учреждения, в частности Еврокомиссия, не столь рьяно пытались ограничить влияние России в Европе, особенно на энергетическом фронте. Европейская комиссия пыталась придержать Москву, выступая против польско-российского соглашения по природному газу. Пресечение подобной деятельности это то, к чему стремится Россия. Таким образом встреча призвана разрядить обстановку между Москвой и бюрократами Евросоюза, где последние часто занимали слегка антироссийскую позицию в сравнении с Парижем и Берлином.

Следовательно, в ходе встречи, Медведев будет настаивать на идее принятия нового «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» (СПС) с европейцами, вместо договора заключенного в 1994 году, срок которого истек в 2007 году. В новом договоре Россия стремится к формализации отношений с Евросоюзом, что в некотором роде можно считать возрождением и восстановлением ее позиций в Европе после 1990х.

Подобные действия России в Польше, Италии и Евросоюзе являются символом её уверенного становления. Они также пришлись в пору улучшения российско-финских отношений. Москве необходима уверенность в том, что её позиции в приграничных странах, в частности на Украине, не были утрачены, и именно поэтому Кремль стремится укрепить отношения с другими игроками, не только с Францией и Германией.

Важно то, что встречи проходят после невыразительного саммита НАТО состоявшегося 19–20 ноября в Лиссабоне. Страны центральной Европы, кажется, осознают, что альянсу нет дела до североевропейского пространства, и Европа стремительно идет к пост-НАТОвской эпохе. Россия надеется, что остальные страны центральной Европы уловят намек и приступят к переговорам с Москвой в 2011 году. С учетом того, что Соединенные Штаты постоянно заняты делами на среднем Востоке, Германия настаивает на участии России в стратегической концепции НАТО, Франция продает России передовую военную технику, а Италия, в свою очередь, проводит совместные боевые учения, похоже, нет возможности ставить Москве условия, конечно, если только страны центральной Европы не решат создать собственный блок, возглавляемый Швецией и, возможно, Соединенным Королевством. Именно поэтому политические решения Польши в 2011 году, в частности во взаимоотношениях с Швецией и Британией, будут иметь важнейшее значение в понимании того, насколько воинственной будет центральная Европа в отношении России.