Из СССР Ярмоленко взял бы цены, а Дайнеко — бобинный магнитофон

Из СССР Ярмоленко взял бы цены, а Дайнеко — бобинный магнитофон.

15 декабря девятнадцать лет назад в Беловежской пуще был поставлен крест на великой державе. СССР не стало

Отношение к распаду Советского Союза у всех разное. Но любой человек, поживший в СССР, скажет, что не все в той стране было плохо. Сегодня мы попросили известных людей вспомнить как раз то, что было хорошо, и назвать три вещи, которые бы они взяли с собой из СССР в день сегодняшний.

Валерий Дайнеко скучает по прежним берегам Березины.

Солист ансамбля «Белорусские песняры» Валерий ДАЙНЕКО:

1. Я бы хотел, чтобы из того времени воскресли все мои друзья и родители, ушедшие из жизни. С ними жизнь сегодня была бы радостней и светлей.

2. Раритетный студийный магнитофон «Эльфа». Мне было четыре года, когда он у нас появился. Бобинный, здоровенный. На нем и пластинки можно было слушать, сбоку был круг для пластинок. Так вот на бобинах этого магнитофона записаны мой детский голос и родительские голоса. А еще, когда мы с братом подросли, как сейчас помню, записывали на бобины голоса запрещенных некогда радиостанций. Нас тогда интересовала только музыка, не политика. Политикой не интересуюсь до сих пор.

3. Хотел бы увидеть прежние берега Березины. Не заросшие ныне, а именно те, за Жорновкой, вблизи Березино, где мы радовались каждой пойманной рыбке, даже уклейке. Рядом был лес. За 15 минут можно было буквально на его опушке собрать по две корзины грибов.

В Советском Союзе «сябравалi» с более открытой душой, чем в нынешней Беларуси.

Худрук группы «Сябры» Анатолий ЯРМОЛЕНКО:

1. Достоинство и отношения между людьми. Была гордость за державу, слова «Я — гражданин Советского Союза!» были не пустыми словами. А отношения были человечные, гораздо лучше, чем сейчас. Сейчас стали жить материально лучше, но потеряли открытость души. Тогда, куда б ни приезжал, встречали с открытой душой. Приезжаешь к незнакомым людям — и можешь вечер сидеть и говорить с ними. А сейчас приезжаешь к знакомым, даже к родственникам, а через час уже говорить не о чем. Вопросы одни и те же: «Сколько зарабатываешь?», «За сколько купил?». Деньги, деньги, деньги… Я знал, что придем к этому, потому что видел, что мы движемся по направлению к капстранам. А там отношения такие, что без звонка и договоренностей к родному человеку на чашку чаю не зайдешь.

2. Взял бы из прошлого и раздал всем сегодня тот задор и азарт, с которым мы начинали. Никто не думал о званиях, о деньгах. Просто хотелось, чтоб нас узнали.

3. Цены можно было бы взять. Зарплаты бы нынешние, а цены те. Представляете, как жили бы? Как настоящие миллионеры!

Елена Спиридович верила в комсомольские идеалы. За что комсомол и наградил ее мужем.

Телеведущая Елена СПИРИДОВИЧ:

1-2-3. Все три пункта объединяю в один: я бы взяла октябрят, пионеров и комсомольцев.

То, что дальше, — это уже конъюнктура. А октябрята, пионеры и комсомольцы — это было искренне. Я с удовольствием вспоминаю звездочки октябрятские, как мне повязывали красный галстук, линейки в Артеке, конкурсы, речевки, вечера на берегу Нарочи в Зубренке.

С комсомолом отдельная история, к нему у меня особо теплые отношения. Когда я пришла работать в Белтелерадиокомпанию, меня выбрали заместителям секретаря комсомола по оргработе. А заместителем секретаря по идеологии был Юра Бреус, мой будущий муж. Так что наша семья вышла из комсомола.

В свое время у Николая Чергинца не требовали гарантию, что его книги будут раскупаться.

Писатель Николай ЧЕРГИНЕЦ:

1. Первым пунктом взял бы заботу о человеке. Бесплатные путевки тогда даже навязывали! Больше было заботы и о детях, и о стариках. Студенты учились только бесплатно, для ветеранов было бесплатное полное медицинское обслуживание и бесплатный проезд.

2. Уважение и внимание к писателям. В СССР в президиуме на любом торжественном заседании сидел писатель. Писатели были очень уважаемыми людьми.

Государство во времена Союза охотней шло навстречу в плане издательства книг. А сейчас надо дать гарантию, что книгу купят. И как развивать таланты? Кто даст гарантию, что молодого автора купят?

2. Взял бы идеологию. Во времена СССР цели были яснее. Даже люди, которые жили тяжело в материальном плане, испытывали душевную потребность работать на благо родины. Идеология создавала уверенность в завтрашнем дне и такую атмосферу, что человек всегда чувствовал себя на подъеме.