В Москве создан «антинаркотический квартет»

В среду, 8 декабря, в Москве руководителями антинаркотических ведомств России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана было принято совместное заявление о создании «Центральноазиатского антинаркотического квартета». Документ был подписан по итогам встречи глав антинаркотических ведомств четырех стран и представителей ООН, передает ИТАР-ТАСС.

«Мы констатировали единодушно, что Афганистан в одиночку не справится с этой проблемой», — заявил руководитель Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. Он отметил, что афганский народ стал таким же заложником ситуации, как и пострадавшие от наркотиков в других странах. «Формат нашего четырехстороннего сотрудничества крайне важен. У нас есть огромный потенциал, чтобы совместными усилиями активизировать борьбу с наркотрафиком», — подчеркнул Иванов.

Это была первая встреча глав антинаркотических ведомств четырех стран, и проходила она в рамках выполнения поручения президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана. Участники рассмотрели вопросы, касающиеся консолидирования совместных усилий в противодействии незаконному обороту наркотиков, ликвидации глобальных наркотрафиков, обмена информацией и взаимодействия при проведении крупномасштабных международных антинаркотических операций, планов по подготовке кадров, уточняет агентство Asia-plus

Почему именно эти страны объединяют свои усилия в борьбе с наркоугрозой, вполне очевидно. Не так давно тот же Виктор Иванов констатировал, что ежегодно в Россию поступает 35 тонн афганского героина, что составляет 5 млрд инъекций. «Ситуация в Афганистане стала фундаментальным фактором формирования тяжелой наркоситуации в России. 90% рынка наркотиков России занимает афганский героин, ежегодное поступление которого оценивается в 35 тонн, что эквивалентно 5 млрд инъекций», — подчеркивал Иванов.

По его оценке, наркопроизводство в Афганистане играет роль «глобального дестабилизирующего фактора, особенно для России как целевого региона доставки и стран Средней Азии как транзитных государств».

Директор ФСКН уверен, что «пришло время дать правовую квалификацию феноменальному производству наркотиков в Афганистане как угрозе международному миру и безопасности». И поэтому он выражал свое недоумение тем, что в новой стратегической концепции НАТО не увидел, как Альянс планирует защищать свое собственное население от угроз международной контрабанды наркотиков.

«Такое впечатление, как будто эту проблему недооценивают или она не подходит по политическим причинам. Думаю, это правильно, что Россия акцентирует внимание на торговле наркотиками на международной арене. Мировое сообщество, очевидно, еще не полностью осознало опасность данной угрозы», — отметил Иванов.

При этом он подчеркнул, что американцы и их союзники в Афганистане должны были бы лучше бороться с исходящей оттуда наркоугрозой. По его словам, недавняя совместная российско-американская антинаркотическая операция «продемонстрировала потенциал для сотрудничества в области борьбы с наркоиндустрией», однако она коснулась лишь четырех наркоцентров, тогда как, «согласно нашим оценкам, в Афганистане существует более тысячи таких лабораторий».

«В этом вопросе не существует никаких противоречий между Россией и США, обладающими там вооруженными силами и техникой, необходимой для таких миссий. Однако существующие возможности должны использоваться систематически, надо делать намного больше», — указал он.

Несколько дней назад министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, выступая в Душанбе на объединенной коллегии МВД России и Таджикистана, также отметил, что более 90% всего героина, изымаемого на территории России, производится в Афганистане и переправляется через афганско-таджикскую границу. Тогда же руководители МВД обеих стран обсудили вопросы противодействия наркотрафику и незаконной миграции, а также вопросы взаимодействия при расследовании транснациональных преступлений, совершаемых международными преступными группировками.

Российская сторона выразила готовность помочь таджикским коллегам с подготовкой квалифицированных кадров, а также в техническом обеспечении их работы. Таджикские правоохранительные органы, со своей стороны, обещают всячески помогать российским коллегам пресекать деятельность наркомафии на своей территории. Совсем недавно таджикская милиция ликвидировала крупный канал переброски наркотиков из Таджикистана в Россию, изъяв почти 300 кг героина. Всего с начала нынешнего года все правоохранительные органы Таджикистана изъяли из незаконного оборота боле двух тонн наркотиков, большую часть которой составляет гашиш, сообщал ИТАР-ТАСС начальник Управления МВД республики по борьбе с наркотиками Мансур Бухориев.

По словам таджикских экспертов, в нынешнем году в Афганистане размер урожая опийного мака почти на треть меньше, чем обычно. В связи с этим афганские наркосиндикаты стали наращивать производство наркотиков каннабисной группы — марихуаны, анаши, гашиша. В то же время, по независимым оценкам, распространение наркотиков за пределы Афганистана наносит еще больший ущерб: только в России он ежегодно губит около 30 тыс. молодых людей. При этом доходы «наркоэкономики» Афганистана составляют более $65 млрд в год.

Справка KM.RU

18 августа текущего года в Сочи проходила четырехсторонняя встреча президента России Дмитрия Медведева с президентами Афганистана Хамидом Карзаем, Пакистана — Асифом Али Зардари и Таджикистана — Эмомали Рахмоном. В ходе саммита и последующих двусторонних встреч стороны рассматривали вопросы экономического и культурного взаимодействия, совместной борьбы с наркоторговлей, терроризмом и религиозным экстремизмом.